Несомненно, заслуживает внимания опыт японских компаний в сфере завоевания конкурентных преимуществ за счет активного использования инновационных стратегий. Если рассмотреть в качестве примера автомобильный рынок, то можно отметить, что в то время, как ведущие мировые производители («Дженерал Моторс») продолжали рассматривать автомобиль прежде всего как средство передвижения, японцы определили для себя автомобиль как комплексный высокотехнологический товар. Ключевыми для японцев стали два направления, которые полностью себя оправдали: широкое внедрение в автомобиль электроники и использование новых конструктивных материалов. Компания «Ниссан» первой в автомобильном мире поставила электронный карбюратор. В другом направлении – использовании новых материалов - доля стали в японских автомобилях составляет всего 70% , а 20% - пластмасс, керамика. Здесь особо следует подчеркнуть, что сокращение 100 кг. массы обеспечивает 10% экономию горючего. Потребители во всем мире ценят технический уровень, комфорт, качество японских автомобилей.
Основные стратегические решения стратегии НИОКР
Развитие НИОКР:
Основные фундаментальные исследования.
Прикладные разработки.
Конструкторско-технологическая подготовка производства.
Повышение технико-экономического уровня производственного потенциала предприятия.
Создание новой продукции и повышения технико-экономического уровня той, что уже вырабатывается.
Совершенствование управления, организации производства и работы.
Сохранение и окружающая среда, рациональное использование естественных ресурсов.
2. Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям на основе правильно разработанного комплекса маркетинга.
3. Стратегия производства направлена на повышение эффективности производственного процесса. Данная стратегия состоит из действий, направленных на использование и развитие всех производственных мощностей предприятия с целью достижения конкурентного преимущества. Стратегия производства предполагает принятие стратегических решений, направленных на сбалансированность ресурсов (материально-технических, трудовых, финансовых) и объема производства продукции; обеспечение гибкости производственных процессов; учет возможных требований потребителей относительно качества создаваемой продукции.
Выделяют 3 базовые стратегии производства:
Полное удовлетворение спроса рынка, то есть фирма вырабатывает такое количество товара, которое необходимо рынку. При такой стратегии запасы на складах готовой продукции минимальные, а затраты на ее производство могут быть достаточно высокими из-за постоянных изменений объема производства.
Производство продукции с ориентацией на перспективный спрос. При этом внутрифирменные запасы определенных товаров могут накапливаться, и реальные потребности рынка удовлетворяются за счет этого накопления.
Производство товаров осуществляется с учетом реально существующего минимального спроса (пессимистическая стратегия). Применяется, если на рынке активно действуют конкуренты. Необходима коррекция стратегии маркетинга.
Основные стратегические решения стратегии производства:
Освоение производства новых видов продукции.
Повышение качества производства.
Внедрение прогрессивных технологий.
Модернизация, реконструкция, техническое переоснащение.
Совершенствование систем управления производством.
Кооперация, концентрация и интеграция производства.
Диверсификация и конверсия производственных процессов.
4.Стратегия в области финансов отражает процессы формирования и использования финансовых средств, финансирование капитальных вложений и текущих затрат.
Финансовая стратегия фирмы должна базироваться на результатах всестороннего экономического анализа и финансового состояния фирмы (оценка эффективности использования ресурсов, платежеспособности фирмы).
Выделяют следующие субстратегии финансовой стратегии фирмы:
Стратегия накопления и потребления предполагает прогнозирование и обоснование оптимального соотношения между размерами доходов, которые используются на формирование этих двух специальных фондов.
Стратегия кредитования предусматривает способы получения необходимых кредитов и изыскание средств их возвращения.
Стратегия финансирования других функциональных стратегий и инвестиционных проектов предусматривает обоснование выделения необходимых средств на весь период их осуществления.
Стратегия использования дивидендов предусматривает оплату дивидендов (повышенных, сниженных, прекращение оплаты дивидендов).
Основные стратегические решения стратегии финансирования:
Общая финансовая стратегия.
Управление финансами и рыночными ценными бумагами.
Управление товарно-материальными запасами.
Стратегия кредитования.
Дивидендная стратегия.
Финансовые прогнозы относительно капиталовложения, других поступлений и выплат.
Проект финансового баланса.
Финансовый план внешнего финансирования.
Механизм анализа и контроля финансового состояния предприятия.
5.Стратегия управления персоналом разрабатывается с целью повышения производительности работы и создания благоприятного психологического климата в предприятии. Она предполагает усовершенствование квалификационной структуры персонала; обеспечение заинтересованности персонала в делах фирмы; улучшение условий работы всех категорий персонала.
Основные стратегические решения стратегии управления персоналом:
Отбор, расстановка и продвижение персонала.
Оценка персонала.
Система вознаграждения, которая обеспечивает адекватную компенсацию и мотивацию поведения персонала.
Формирование трудовых отношений, что обеспечивает участие персонала в управлении.
Развитие управления, которое создает механизмы повышения квалификации и продвижения персонала.
Стратегический набор – это система стратегий разного типа, разработанных предприятием на определенный отрезок времени, которые отражают специфику функционирования и развития предприятия, а также его место и роль во внешней среде.
Требования к стратегическому набору:
ориентация на достижение реальных взаимосвязанных целей;
иерархический характер (развертываемость стратегий);
гибкость и динамичность стратегического набора;
сбалансированность между прибыльными и издержкоемкими стратегиями.
В теории и практике стратегического менеджмента выделяют несколько школ разработки стратегии:
Школа дизайна. Предполагает разработку стратегии на основе достижения максимального соответствия между внутренними и внешними возможностями. Основа разработки стратегии – SWOT-анализ.
Школа планирования. Она рассматривает разработку стратегии как полностью осознанный процесс, который находит свое воплощение в строгом плане. С помощью данной модели разрабатываются варианты стратегий, нацеленные на достижение определенного положения предприятия, например в области слияний. Основной метод – сценарное планирование, предполагающее умозрительное рассмотрение различных вариантов развития событий.