Понятие стратегия происходит от греческого strategia – искусство или наука быть полководцем. Неотъемлемым элементом мировоззрения людей понятие стратегия уже стало 23 века назад. В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 50-е годы, когда возникла проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде.
В менеджменте под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются проблемы, которые стоят перед нею и распределяются необходимые для этого ресурсы.
Существует две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая.
Стратегия как философия предприятия – это позиция, способ мышления, которое ориентирует предприятие на постоянное развитие.
Организационно-управленческая концепция предполагает, что стратегия – рассчитанная на перспективу система мер, которая обеспечивает достижение миссии и целей предприятия.
Минцберг определяет понятие стратегии через комбинацию 5-ти «П»:
стратегия – план действий (путь из настоящего в будущее);
стратегия – прикрытие, то есть ловкий прием, действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
стратегия – порядок действий, то есть план может быть нереализуемым, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
стратегия – позиция в окружающей среде, то есть связь со своим окружением;
стратегия – перспектива, то есть видение того состояния, к которому надо стремиться.
Представьте себе, как мальчишка перемахивает через забор, желая заманить страшного задиру к себе во двор, где прогуливается всегда готовый броситься на защиту хозяина доберман. Точно также компания, стараясь скрыть свои грандиозные планы, объявляет о покупке нескольких земельных участков, а на самом деле она стремится заставить конкурента отказаться от строительства нового завода.
По И. Ансоффу стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности:
Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе.
Правила, по которым осуществляются отношения фирмы с внешней средой.
Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы.
Правила, по которым фирма осуществляет свою текущую деятельность.
Стратегия состоит из:
продуманных целенаправленных действий;
реакции на непредвиденное развитие событий.
Стратегия является проактивной (направленной) и вместе с тем реактивной (адаптирующейся).
Стратегия состоит из следующих элементов:
Система целей предприятия, в которую входит миссия, общеорганизационные и специфические цели.
Приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между отдельными подразделениями.
Правила осуществления управленческой деятельности (например, оценки работы организации, регламентации внутренних отношений и др.).
Отличительные особенности стратегии:
комплексный характер;
практическая направленность;
ориентация на использование преимуществ фирмы.
Факторы, определяющие стратегию:
Миссия предприятия. С изменением миссии должна меняться и обновляться также и стратегия.
Конкурентные преимущества, которыми владеет предприятие в сравнении с конкурентами (высокое качество товара, удобное географическое положение и др.) Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов. Под нажимом конкурентов конкурентные преимущества предприятия исчезают. Постоянно существует потребность в поиске новых конкурентных преимуществ.
Характер продукции, которая выпускается (реализуется), особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы. Стратегия производства молока не может быть такой же, как и персональных компьютеров, хотя бы уже потому, что первая ориентирована на сравнительно небольшой регион, а вторая – на весь мир.
Организационные факторы: гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления и др.
Экономический потенциал предприятия (материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы). Чем больше потенциал предприятия, тем масштабнее могут быть предпринимательские проекты, которые реализуются в соответствии со стратегией.
Творческий потенциал персонала (нацеленность на усовершенствование деятельности предприятия). Опытный персонал может осуществлять более новаторскую и смелую стратегию, которая интегрирует последние достижения науки и практики.
Стратегия предприятия должна отвечать следующим требованиям:
содержать ясные целые, достижение которых является решающим для общего дела;
концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;
предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;
обеспечивать скоординированное руководство;
предполагать корректный порядок действий.
Критерии потенциально эффективной стратегии:
Ментальная правильность стратегии. Предполагает знание и понимание абсолютных полюсов эффективной стратегии: предельная рациональность и абсолютная иррациональность.
Ситуационность. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего успеха предприятия.
Уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнеса-успеха в стратегию должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые делают ее отличной от стратегий конкурентов.
Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнеса-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.
Будущая неопределенность как стратегическая возможность. Эффективная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения предприятия в ее стратегические конкурентные преимущества.
Гибкая адекватность. Для того, чтобы реализовывать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды предприятия, его собственные стратегические изменения должны быть адекватными внешним изменениям.
Все обозначенные критерии не являются альтернативными, а, наоборот, взаимодополняющими и взаимоусиливающими.
Процесс стратегического управления охватывает три основные уровня: корпоративный, дивизиональный (уровень хозяйственных подразделений), функциональный уровень. Исходя из этого, выделяют:
корпоративные стратегии развития предприятия (каким бизнесом нам развиваться?);
бизнес-стратегии (как нам конкурировать в этом бизнесе?);
функциональные стратегии (что изменить в функциональных зонах предприятия?).
Основные виды стратегий представлены на рис. 1. Рассмотрим их.
Корпоративные стратегии развития предприятия предназначены для достижения миссии и общих целей предприятия.
Они отражают основные направления развития фирмы и способы осуществления миссии. Корпоративные стратегии отличает их направленность на глобальные конкурентные преимущества.