рефераты по менеджменту

Стратегия как системный подход к управлению перспективным развитием предприятия

Страница
1

Сущность стратегии и факторы ее определяющие

Понятие стратегия происходит от греческого strategia – искусство или наука быть полководцем. Неотъемлемым элементом мировоззрения людей понятие стратегия уже стало 23 века назад. В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 50-е годы, когда возникла проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде.

В менеджменте под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются проблемы, которые стоят перед нею и распределяются необходимые для этого ресурсы.

Существует две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая.

Стратегия как философия предприятия – это позиция, способ мышления, которое ориентирует предприятие на постоянное развитие.

Организационно-управленческая концепция предполагает, что стратегия – рассчитанная на перспективу система мер, которая обеспечивает достижение миссии и целей предприятия.

Минцберг определяет понятие стратегии через комбинацию 5-ти «П»:

стратегия – план действий (путь из настоящего в будущее);

стратегия – прикрытие, то есть ловкий прием, действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

стратегия – порядок действий, то есть план может быть нереализуемым, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

стратегия – позиция в окружающей среде, то есть связь со своим окружением;

стратегия – перспектива, то есть видение того состояния, к которому надо стремиться.

Представьте себе, как мальчишка перемахивает через забор, желая заманить страшного задиру к себе во двор, где прогуливается всегда готовый броситься на защиту хозяина доберман. Точно также компания, стараясь скрыть свои грандиозные планы, объявляет о покупке нескольких земельных участков, а на самом деле она стремится заставить конкурента отказаться от строительства нового завода.

По И. Ансоффу стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности:

Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе.

Правила, по которым осуществляются отношения фирмы с внешней средой.

Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы.

Правила, по которым фирма осуществляет свою текущую деятельность.

Стратегия состоит из:

продуманных целенаправленных действий;

реакции на непредвиденное развитие событий.

Стратегия является проактивной (направленной) и вместе с тем реактивной (адаптирующейся).

Стратегия состоит из следующих элементов:

Система целей предприятия, в которую входит миссия, общеорганизационные и специфические цели.

Приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между отдельными подразделениями.

Правила осуществления управленческой деятельности (например, оценки работы организации, регламентации внутренних отношений и др.).

Отличительные особенности стратегии:

комплексный характер;

практическая направленность;

ориентация на использование преимуществ фирмы.

Факторы, определяющие стратегию:

Миссия предприятия. С изменением миссии должна меняться и обновляться также и стратегия.

Конкурентные преимущества, которыми владеет предприятие в сравнении с конкурентами (высокое качество товара, удобное географическое положение и др.) Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов. Под нажимом конкурентов конкурентные преимущества предприятия исчезают. Постоянно существует потребность в поиске новых конкурентных преимуществ.

Характер продукции, которая выпускается (реализуется), особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы. Стратегия производства молока не может быть такой же, как и персональных компьютеров, хотя бы уже потому, что первая ориентирована на сравнительно небольшой регион, а вторая – на весь мир.

Организационные факторы: гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления и др.

Экономический потенциал предприятия (материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы). Чем больше потенциал предприятия, тем масштабнее могут быть предпринимательские проекты, которые реализуются в соответствии со стратегией.

Творческий потенциал персонала (нацеленность на усовершенствование деятельности предприятия). Опытный персонал может осуществлять более новаторскую и смелую стратегию, которая интегрирует последние достижения науки и практики.

Стратегия предприятия должна отвечать следующим требованиям:

содержать ясные целые, достижение которых является решающим для общего дела;

концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте;

предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата;

обеспечивать скоординированное руководство;

предполагать корректный порядок действий.

Критерии потенциально эффективной стратегии:

Ментальная правильность стратегии. Предполагает знание и понимание абсолютных полюсов эффективной стратегии: предельная рациональность и абсолютная иррациональность.

Ситуационность. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего успеха предприятия.

Уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнеса-успеха в стратегию должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые делают ее отличной от стратегий конкурентов.

Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнеса-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

Будущая неопределенность как стратегическая возможность. Эффективная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения предприятия в ее стратегические конкурентные преимущества.

Гибкая адекватность. Для того, чтобы реализовывать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды предприятия, его собственные стратегические изменения должны быть адекватными внешним изменениям.

Все обозначенные критерии не являются альтернативными, а, наоборот, взаимодополняющими и взаимоусиливающими.

Виды стратегий и их характеристика

Процесс стратегического управления охватывает три основные уровня: корпоративный, дивизиональный (уровень хозяйственных подразделений), функциональный уровень. Исходя из этого, выделяют:

корпоративные стратегии развития предприятия (каким бизнесом нам развиваться?);

бизнес-стратегии (как нам конкурировать в этом бизнесе?);

функциональные стратегии (что изменить в функциональных зонах предприятия?).

Основные виды стратегий представлены на рис. 1. Рассмотрим их.

Корпоративные стратегии развития предприятия предназначены для достижения миссии и общих целей предприятия.

Они отражают основные направления развития фирмы и способы осуществления миссии. Корпоративные стратегии отличает их направленность на глобальные конкурентные преимущества.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту