рефераты по менеджменту

Карьера

Страница
1

Карьера

. Петербург . Город-заrадка, город-символ . Со времен своего создания город на Неве притягивал и завораживал людей. Многие пытались разгадать его магическую тайну.

Может, начало этой тайны восходит к годам зарождения Петербурга? Строительство города должно было стать и стало торжеством человеческой воли, расчета, разума над стихией. Однако уже тогда в отношении людей к Петербургу была определенная противоречивость. «Петербургу быть пусту» - пророчество, появившееся еще во времена Петра. Чужой город с нерусским, немецким именем не устоит - гласила молва.

У города, возведенного так быстро, как нe был построен ни один из великих городов, словно было два лика. Первый - «чудотворный град», чудесный, потому что город возник на болоте, в гибельном месте и возник внезапно, незапланированно.

«О, Город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?»

А. Блок

Второй - проклятый город, город Антихриста, столица, построенная на костях. К городу этому невольно начинаешь испытывать не только интерес, но и чувство «странной» любви, любви, которая возникает вопреки логике и обыденному сознанию.

«О, город страшный и любимый!

Мою душу пьют твой мрак и тишь . »

П Соловьева

Желтый пар петербургской зимы,

Желтый снег, облиnающий плиты .

Я нe знаю, где вы и где мы,

Только знаю, что крепко мы слиты.

И.Анненский

Семь четверостиший И.Анненского вобрали в себя и многочисленное литературное эхо («Медный всадник» Пушкина, петербургские повести Гоголя, образ Петербурга у Достоевского), и всю историю Российской империи, начиная с Петра Великого.

«Город Змеи и Медного Всадника,

Пушкина город и Достоевского,

Ныне, вчера, вечно - единый .»

В. Брюсов

«Петербург» - это, конечно, не просто название города. Это и его архитектура, и его быт, и условия жизни людей, и, конечно, сами люди, петербургские жители. С судьбой этого необыкновенного города связаны судьбы многих и многих людей.

«Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады

И голос Музы еле слышный».

А. Ахматова

Один из тех, кто жил в Петербурге, кто восхищался Петербургом и пытапся понять его тайну, - Осип Мандельштам.

А что если попытаться посмотреть на Петербург его глазами?

«Петра созданье», «Петрополь прозрачный», «столица шалая» - этим городом нельзя нe воскищаться. В нём всё так величественно - «зияет площадь аркой», «в тёмной зелени фрегат или акрополь сияет издали», «в чёрном омуте столицы столпник-ангел вознесён». Как нe вспомнить в связи с этим пушкинские строки:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы держсавное теченье, Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный .»

Но невольно и другие, пугающие чувства возникают, когдa живёшь в этом городе, - «на страшной высоте земные сны горят», «нельзя дышать, и твердь кишит червями, и ни одна звезда не говорит» . Человек порой чувствует себя безмерно одиноким в Петербурге, многое здесь его пугает (подобные чувства одолевали героев Гоголя, для них Петербург был всегда связан с некой мистикой . )

И всё же - ведь именно в этом городе прошло детство, юность, здесь так много друзей и знакомых. Именно сюда так хочется вернуться . И написать об этом стихи .

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз .» Я весь во власти поистине детской радости от встречи с любимым городом. Все здесь знакомо "до слез, до прожилок, до детских припухлых желез". При воспоминании о прошлом сердце начинает учащенно биться. Поэтому такой неожиданно-детской метафорой хочется выразить свои чувства - "глотай . рыбий жир . фонарей».

Но . как же изменился город! Оглядываясь по сторонам, я пытаюсь узнать его, но ничего дорогого из воспоминаний не могу разглядеть. Мне такой Петербург незнаком - грязный, неуютный, а самое пугающее - проникнутый неуверенностью перед завтрашним днем и страхом перед днем настоящим. Удивительные и трагические метаморфозы произошли с моим городом: блеск черного бархата превратился в деготь, золото фасадов - в желток. Город потускнел, потерял свое очарование.

«Узнавай же скорее декабрьский денек, где к зловещему деггю подмешан желток .» Черно-желтая цветовая гамма передаёт моё ощущение острой тоски и беспокойства. ( А ведь и у Достоевского так часто жёлтый цвет в описанияк Петербурга связан с чувством тоски, тревоги. Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи .) Тревожное ощущение усиливается метафорой «зловещий дёготь». Словно разверзлась чёрная пропасть, в которую падает и сам город, и его жители .

Но если город погибает, то я погибать нe хочу! «Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера .»

Я хочу верить, что нe всё так трагично, что я нe один в пугающем мире "ленинградских речных фонарей". Есть друзья, есть дорогие мне люди, я помню о них, я жду и надеюсь, что они откликнутся. Я жду хоть какой-то весточки от них, телефонного звонка, но . телефон молчит.

Значит, не только город стал неузнаваемым - изменились сами люди: кто-то испугался и затих, кто-то приспособился к новым условиям жизни, кто-то уехал, а кто-то и ушел из жизни. Многих, многих дорогих мне людей уже нет в живых . «Петербург! У меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса» - в этих строках раскрывается весь ужас, вся тpaгичность времени, когда люди от страха не могут спать по ночам: они нe знают, будут ли завтра живы. С замиранием сердца они прислушиваются к шагам за дверью, говорят вполголоса.

Страх, всюду страх .А ведь именно об этом мои ранние строки: «Не превозмочь в дремучей жизни страха…» Ведь и я сам который год живу в атмосфере тотальной несвободы и нравственной духоты, который год ожидаю несчастья.

Это ожидание - в последних строках стихотворения. Я словно уже живу нe в Петербурге, а на какой-то «черной лестнице». И неизвестно, куда эта лестница меня приведет .

«Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок, и всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Дверные засовы, крючки и цепочки - это оковы, надетые не только на все двери, но и на души, на внутреннюю свободу людей. И, конечно же, совсем нe «дорогие» гости приходят по ночам . Ведь это они петербургскими ночами увели стольких моих друзей, товарищей и знакомых в неизвестность . Вот почему звонок "в висок ударяет", вот почему дверная цепочка сравнивается с кандалами .

Может, это стихотворение поможет понять психологию человека в страшные и трагические годы, поможет осознать следующее: самое важное и самое ценное, чем может владеть человек,- это свобода, как внешняя, так и внутренняя.

И нe случайно связано это стихотворение именно с Петербургом, с городом­-символом, с городом-загадкой .

Критик-эмигрант Владимир Вейдле так пишет о стикотворении Осипа Мандельштама «Ленинград»: «Трагические стихи, одни из трагических в русской поэзии . как будго это нe стихи, а перлюстрируемые нами письма или дневники, обнаруженные в ящике чужого стола.»

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту