ВВЕДЕНИЕ
Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации (НКО) не являются тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьёзно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности. НКО перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. НКО обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения некоммерческих услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования.
Первые шаги в области институционализации организаций некоммерческого сектора в нашей стране относятся к октябрю 1990г., когда был принят закон СССР «Об общественных объединениях». Данный закон, впервые в истории СССР, заменил существующий до того разрешительный порядок формирования общественных организаций на регистрационный, тем самым, предоставив широкие возможности для развития НКО. Однако данный закон носил предельно общий характер и не определял основные формы деятельности общественных объединений, что привело к возникновению большого числа неясностей в работе некоммерческого сектора.
Для решения назревших проблем в 1995-1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. К блоку новых законов относятся федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для различных направлений деятельности некоммерческого сектора. Принятие данных законов привело к быстрому развитию некоммерческой сферы в стране. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2009г. число некоммерческих организаций в России насчитывает 219394, из них общественных и религиозных организаций – около 146 тыс., потребительских обществ и учреждений потребкооперации – более 59 тыс., фондов – около 12 тыс.
В современной отечественной научной литературе всё больше авторов стало обращаться к вопросам менеджмента некоммерческих организаций. Можно отметить работы В.Э. Гордина (1995), А.И. Дымниковой (2000), Юрьевой Т.В. (2001), Зуб А.Т. (2002), Шековой Е.Л. (2003) и др. Работы этих ученых внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем менеджмента НКО. Ими, в частности, исследуются направления менеджмента в некоммерческой сфере, отдельные инструменты менеджмента некоммерческих организаций.
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов, выявить специфику менеджмента некоммерческих организаций в России. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать работы ведущих специалистов по данному вопросу;
- выявить основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями;
- определить собственно специфику менеджмента НКО.
Следует отметить, что для автора данной работы как для руководителя НКО тема работы является особенно актуальной, поскольку объектом исследования стали НКО, а менеджмент как предмет исследования не перестаёт быть актуальным как в России, так и за её пределами.
В странах, где признаётся частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, всё множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.
Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Второй сектор – частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности.
Третий сектор – частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак – имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.
Нередко эти сектора называются соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим.
НКО могут существовать в разных организационно-правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными.
Федеральный закон “О некоммерческих организациях” предусматривает возможность поддержки независимых НКО органами государственной власти и органами местного самоуправления. Такая поддержка и сотрудничество отвечают коренным интересам обеих сторон.
Среди множества сфер деятельности НКО важнейшими и привлекающими максимальный общественный интерес являются культура, образование, здравоохранение, религия.
Главной целью НКО и главным мотиватором деятельности их менеджеров является служение общественным целям. Оценка их деятельности исходит со стороны общественно-политических групп и государственных органов (например, законодательных).
В то же время, некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций.
Во-первых, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами.
Во-вторых, отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом.
В-третьих, существенным различием является также то, что НКО (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации НКО имущество, оставшееся после расчётов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнёрства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации.