На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно).
Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97).
А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% — среднее; 33,8% — мужчины и 66,2% — женщины), работать, как и прежде, собираются 26,3% опрошенных (у 22,0% — высшее образование, 62,0% — среднее, 39,0% — мужчины и 61,0% — женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% — средним образованием; 32,7% — мужчины и 67,3% — женщины).
Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости — 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% — в последней).
Наибольшее число граждан, переставших искать работу — 2,1% — это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования.
Таким образом, это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.
3. Государственная политика в области регулирования безработицы и ее последствий
Меры государственного регулирования безработицы различают:
1. По уровню воздействия:
– федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);
– региональные(субъектыРоссийской Федерации);
– местные (города, районы, населенные пункты);
– отраслевые (отраслевая структура экономики);
– внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).
На федеральном уровне реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной власти, региональном – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местном – органами местного самоуправления, отраслевом – министерствами и ведомствами, внутрифирменном – работодателями всех форм собственности.
2. По характеру и содержанию мер это:
– правовые – законодательные акты, защита трудовых прав, коллективные договора и другие;
– финансово-экономические
– финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;
– социальные – социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости населения;
– организационно-административные – формирование рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.
3. По использованию методов политики занятости:
- методы пассивной политики занятости населения;
- методы активной политики занятости населения.
Пассивная политика предусматривает предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера и выплата пособия по безработице, материальная помощь.
Активные методы способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы.
4. По формам активной политики:
- содействие трудоустройству и трудовой реабилитации слабозащищенных категорий граждан (трудоустройство на вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; летний труд подростков);
- профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);
- профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).
5. По формам воздействия:
- прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
- косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.
6. По источникам финансирования государственной политики занятости:
- федеральный бюджет (субвенции);
- республиканский бюджет;
- местный бюджет;
- средства предприятий и организаций;
- внебюджетные средства.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);