10. Десятая функция управления - обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
11. Одиннадцатая функция управленческой деятельности — осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
12. Двенадцатая функция управленческой деятельности создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.
Личностные качества, способствующие высокой эффективности профессиональной управленческой деятельности таковы:
1. Активность.
2. Инициативность.
3. Стремление к знаниям и высокий уровень интеллектуального развития.
4. Умение выслушивать других и использовать их мнения для верного определения способов решения проблемы.
5. Способность налаживать деловые контакты с работниками вне зависимости от занимаемой ими должности.
6. Высокий уровень уверенности в себе.
7. Новаторский подход в принятии управленческих решений.
8. Умение работать быстро и напряженно, адаптироваться к изменяющейся ситуации.
9. Способность управлять собой и другими.
Для успешной менеджерской деятельности наряду с личностными качествами важное значение имеют профессиональные качества. В различных сферах (бизнес, маркетинг, сбыт товаров, работа с персоналом и т.п.) они могут отличаться друг от друга, но наиболее существенные из них, необходимые для любой сферы управленческой работы, сводятся к следующему:
1. Наличие необходимого уровня образования и квалификации.
2. Постоянное совершенствование и обновление своих профессиональных знаний, умений, навыков.
3. Умение организовывать эффективное решение намеченных задач с привлечением минимального количества исполнителей.
4. Умение выбирать основные, приоритетные направления в деятельности организации (фирмы, банка и т.п.)
5. Стремление поддерживать и развивать творческую созидательную работу в коллективе сотрудников.
6. Умение четко формулировать задачи и цели организации, аргументировано выступать перед аудиторией.
7. Формирование своего авторитета среди окружающих на основе высокого профессионализма.
8. Высокая степень идентификации с коллективом организации.
9. Способность целенаправленно влиять на улучшение профессиональной деятельности сотрудников.
9. Какими качествами результативности работы должен обладать менеджер?
Наличие названных личностных и профессиональных качеств, умение активно и целенаправленно применять их в профессиональной управленческой деятельности позволяет менеджеру существенно повысить качества результативности повседневной работы. Эти качества таковы:
1. Неукоснительное и безукоризненное выполнение должностных обязанностей.
2. Умение отличать главное в своей работе от второстепенного.
3. Способность рисковать и выявлять зоны риска в процессе принятия и реализации деловых проектов и планов.
4. Умение справляться с напряженным ритмом работы.
5. Способность в любой ситуации проявлять объективность и принципиальность.
6. Способность и умение формулировать четкие цели и задачи организации.
7. Способность формировать и развивать эффективно действующие рабочие группы.
8. Знание современных управленческих подходов и умение применять их в практической деятельности.
Умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели.
Одним из первых требований, предъявляемых к современному менеджеру, является выработка у него навыка управлять собой. В какой бы сфере деятельности ни трудился менеджер — в бизнесе, банковском деле, в маркетинге, в образовании или культуре, — его работа сложна, многогранна, трудна, полна волнений, а иногда и стрессов. Поэтому каждый менеджер должен вырабатывать навыки обращаться с самим собой как с уникальным управленческим ресурсом, т.е. так, чтобы постоянно поддерживать на высоком уровне производительность и эффективность своего профессионального труда. Это предполагает не только высокий уровень профессионализма, умение использовать современные информационные технологии и другие качества, которые мы только что охарактеризовали, но и уверенность в себе и самообладание в любой, даже самой критической ситуации, умение всегда сконцентрироваться, мобилизовать свои знания, компетентность, волю и энергию на решение возникающей проблемы.
Вторым важнейшим навыком, которым должен овладеть эффективно работающий менеджер, является умение всегда и во всем быть проактивным лидером. Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: 1) осознанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобилизовать усилия других людей на обеспечение выбранной цели. Нелидер же чаще всего стремится отложить выбор на «потом», если выбор сложный, — уклониться от него или переложить это на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся, и не придется выбирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше поступить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в выбранном направлении называется проективностью. Проактивность — это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять выбранной цели свои стремления, мысли, чувства, действия, проявлять инициативу и активность и отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление поставленной цели и решаемых задач.
Третий навык, которым надлежит овладеть каждому преуспевающему менеджеру, звучит так: «Начинайте с мыслью о конце». Это означает, что менеджер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и успехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода и следует строить планы на жизнь.
Четвертый навык, которым должен овладеть менеджер, можно сформулировать так: «Соблюдай приоритеты». Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображении, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Человек, который руководствуется этим навыком, активно действует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое время и всю свою жизнедеятельность.