Осуществляя все виды хозяйственной деятельности, в том числе и инвестиционную, предприятия обязаны руководствоваться требованиями, заложенными в Положениях по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ежегодно утверждаемыми приказами Минфина РФ. В соответствии с требованиями Положения предприятия обязаны вести раздельный учет текущих затрат, капитальных и финансовых вложений, что позволяет выявить суммы затрат по указанным направлениям. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, называемыми первичными учетными документами, служащими основой ведения учета и натурально-стоимостной базой анализа по каждому инвестиционному проекту Данные из первичных документов, принятых к учету, систематизируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета. Это позволяет получить данные о фактическом ведении инвестиционной деятельности предприятием в разрезе ее форм, сроков, видов вводимого в действие имущества, источников покрытия инвестиционных затрат. Требования положений определяют формы оценки имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, что значимо для инвестиционных расчетов. Материалы инвентаризации имущества и обязательств могут быть использованы в процессе анализа выполнения инвестиционного проекта.
Таким образом, показатели форм бухгалтерской отчетности предприятий, использующих стандартную систему бухгалтерского учета, дают возможность:
• получить общее представление о наличии инвестиционной деятельности;
• сформировать мнение о возможных источниках инвестиционных затрат и видах имущества, приобретенных для этих целей;
• выявить формы инвестиционной деятельности, имеющиеся на предприятии;
• показать изменения ее масштабов и форм в течение отчетного периода и по сравнению с предыдущим периодом;
• отразить поступление и использование денежных потоков (притоки и оттоки денежных средств) в целом и по их отдельным направлениям.
Для проведения анализа отдельных инвестиционных проектов следует, отталкиваясь от общих экономических данных из форм бухгалтерской отчетности, перейти к изучению регистров бухгалтерского учета и первичных документов.
Стоимость объектов нематериальных активов и основных средств, приобретенных по инвестиционному проекту, будет аккумулирована в регистрах, принятых предприятием в учетной политике, по счетам 08 “Вложения во внеоборотные активы” и 07 “Оборудование к установке” с последующей постановкой на баланс на счетах для нематериальных активов 04 “Нематериальные активы”, для основных средств — 01 “Основные средства”. Первичными документами для постановки на баланс объектов нематериальных активов и основных средств выступают инвентарные карточки (ф. № НА-1 и № ОС-1), в которых имеются данные о первоначальной стоимости объекта, принятом методе начисления амортизации, дате ввода объекта в эксплуатацию.
При финансировании инвестиционно-инновационных проектов инвесторами источники инвестиций могут быть отражены в бухгалтерском учете различно в зависимости от условий проектов. Если инвестор является одним из учредителей (акционеров) предприятия, то инвестиции выступают вкладом в уставный капитал и отражаются по счету 80 “Уставный капитал”. Если инвестиции привлекаются на условиях целевого финансирования, то они показываются по счету 86 “Целевое финансирование”. Первичными документами здесь выступают договоры на капитальное строительство, инвестирование проекта, учредительные документы.
Следовательно, аккумулируя и анализируя данные первичных документов, можно получить экономико-финансовую информацию по каждому инвестиционно-инновационному проекту, сравнить фактическое состояние его выполнения с проектными показателями и бизнес-планом предприятия, определить эффективность проекта и влияние его выполнения на финансовые результаты предприятия в целом.
С целью информационного обеспечения расчета потока реальных денег, а на этой основе и оценки эффективности ИП, рекомендуется использовать такие данные, как:
• инвестиционные издержки (капитальные вложения в период строительства объекта, предусмотренные в ИП);
• программа производства и реализации продукции;
• среднесписочная численность работников по категориям;
• текущие издержки материальных и топливно-энергетических ресурсов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
• расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
• затраты на ремонт технологического оборудования и транспортных средств;
• общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
• издержки по сбыту продукции:
• источники финансирования (по акционерному капиталу, кредитам и прочим источникам);
• текущие издержки (себестоимость) по видам продукции, а также в целом по проекту при запланированном и проектном уровне использования мощностей;
• потребность в оборотном капитале;
• суммы начисленной амортизации по основным средствам. Вышеперечисленная информация формируется по каждому году полезного использования ИП. Аналогичная информация необходима по базовому варианту, с показателями эффективности которого производится сравнение показателей эффективности ИП.
Располагая всей информацией по отдельным видам текущих расходов, можно провести расчет общих издержек, издержек по видам продукции, в целом по проекту и на единицу продукции. На основе данных о выручке от реализации и себестоимости продукции в части, относящейся к инвестиционной деятельности, определяется коммерческий результат — прибыль или убыток. Затем рассчитывается конечный результат от инвестиционной деятельности. Он равен разности единовременных издержек по реализации проекта и возможных поступлений от продажи активов.
На следующем этапе определяется поток реальных денег как разность между притоком и оттоком денежных средств по операционной и инвестиционной деятельности. Наконец, на заключительном этапе расчета определяется сальдо реальных денег как разность между притоком и оттоком денежных средств по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.
В современных условиях хозяйствования бизнес-план является незаменимым инструментом обоснования комплекса управленческих решений, связанных с: реализацией стратегических установок и расширением деятельности организации, реконструкцией и техническим перевооружением производства, привлечением средств на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу из заемных и внешних собственных источников финансирования, созданием новых фирм, подразделений и филиалов, освоением новых сегментов рынка, разработкой инвестиционных проектов и инновационных программ, выработкой мероприятий по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению фирмы, поиском стратегических и деловых партнеров, объединением, поглощением и слиянием компаний.
Бизнес-план представляет собой совокупность логически взаимосвязанных документов, в которых даются: определение целей и задач деятельности организации (проекта); объективная и достоверная оценка текущего и будущего состояния рынка и конкурентной среды; результаты геологической и топографической съемки местности; инженерно-архитектурные разработки; анализ финансового положения организации, технологии производства и организационно-правового обеспечения бизнеса, внутренних и внешних факторов, влияющих на уровень доходов и расходов организации; оценка лшркетинговых условий производства и сбыта продукции; результаты исследования оптимальных параметров производственных фондов и инфраструктуры; обоснование качественного состава и профессионального уровня персонала; описание системы бухгалтерского учета, внешнего и внутрихозяйственного контроля; структура себестоимости, прогноз финансовых результатов, оценка элементов денежного потока; оценка показателей эффективности, окупаемости и риска. Бизнес-план -— это одна из наиболее распространенных на практике форм тактического планирования (с горизонтом от 1 до 5 лет).