Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Таблица 9 – Динамика показателей прибыли ООО «Авангард»
Показатели |
1-й квартал 2006 г. |
Отчетный период 1-й квартал 2007 г. |
Отчетный период в % к предшествующему периоду |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, тыс. руб. |
8725 |
9250 |
106 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
5132 |
5441 |
106 |
Валовой доход тыс. руб. |
3593 |
3809 |
106 |
Прибыль (убыток) от реализации тыс. руб. |
753 |
824 |
109 |
Прибыль (убыток) отчетного периода тыс. руб. |
487 |
539 |
111 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия тыс. руб. |
414 |
435 |
105 |
Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, то это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.
Если опережающими темпами растут расходы, внереализационные расходы на производство, то это свидетельствует о снижении прибыли отчетного периода.
В соответствии с действующим положением прибыль, полученная предприятием, распределяется в следующем порядке: прежде всего из нее вносятся налоги в бюджеты разных уровней (Федеральный, региональный, местный). Для анализа структуры прибыли отчетного периода используют данные из таблицы 10.
Таблица 10 – Структура прибыли ООО «Авангард»
Показатели |
1-й квартал 2006 г. |
Отчетный период 1-й квартал 2007 г. |
Отклонения (+,–) |
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего в % |
95 |
100 |
+5 |
в том числе: – прибыль (убыток) от реализации, % |
100 |
99 |
-1 |
– Налогооблагаемая прибыль, в % |
24 |
24 |
0 |
– чистая прибыль, в % |
76 |
76 |
0 |
– от финансово-хозяйственной деятельности, в % |
0 |
0 |
0 |
Степень реагирования издержек реализации на изменения объема продукции оценивается с помощью коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент вычисляется по формуле:
К = Иззп / Изп, (16)
где Иззп – изменения затрат за период, в %,
Изп – изменения объема продаж, в %.
К= 6 / 10 = 0,6
Для постоянных расходов коэффициент реагирования равен нулю (К=0). В ООО «Авангард» дигрессивные затраты т. к. значения коэффициента реагирования 0 < К> 1.
В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации, которые перечислены в таблице 11.
Таблица 11 – Значение коэффициента реагирования затрат
Значение коэффициента реагирования затрат |
Характер поведения затрат |
К=0 |
Постоянные затраты |
0 < К> 1 |
Дигрессивные затраты |
К=1 |
Пропорциональные затраты |
К> 1 |
Прогрессивные затраты |
Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыльности работы в магазине ООО «Авангард» необходимо следующее: темпы снижения дигрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.
Факторный анализ показателей рентабельности. На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:
- уровень организации управления;
- структура капитала и его источников;
- степень использования производственных ресурсов;
- объем, качество и структура продукции;
- затраты на производство.
Таблица 12 – Данные для факторного анализа прибыли, тыс. руб.
Показатель |
План |
План пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка (нетто) от реализации продукции |
9065 |
9157 |
9250 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
5332 |
5386 |
5441 |
Прибыль |
3773 |
3770 |
3809 |