Обобщая вышесказанное, исследуемый офис продаж ОАО "МТС" имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.
Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО "МТС" рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:
1. Коэффициент оборота по приему = .
2. Коэффициент оборота по выбытию = .
3. Коэффициент общего оборота = .
4. Коэффициент текучести персонала = .
Исходные данные для анализа движения персонала ОАО «МТС» за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 6, а сами показатели для наглядности обобщены в таблице 7.
Как видно из таблицы 7, в 2008 году число выбывших менеджеров превысило число принятых (коэффициент оборота по выбытию составил 0,17 что больше коэффициента оборота по приему). Как уже отмечалось, это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. В 2008 г. в офисе продаж ОАО "МТС" выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При этом оборот по выбытию составил 21%, что больше оборота по приему – 18%. Таким образом, в течение 2008 г. численность персонала офиса продаж ОАО «МТС» уменьшилась.
Таблица 6. Исходные данные для анализа движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Категории персонала |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||||
принято |
выбыло |
среднеспис.численность |
принято |
выбыло |
среднеспис. численность |
принято |
выбыло |
среднеспис. численность | |
Специалисты |
- |
- |
8 |
- |
1 |
7 |
- |
- |
7 |
Продавцы-консультанты |
3 |
3 |
15 |
2 |
7 |
10 |
2 |
2 |
10 |
Вспомогательный персонал |
2 |
2 |
9 |
2 |
3 |
8 |
3 |
3 |
8 |
Менеджеры |
- |
- |
7 |
- |
- |
7 |
- |
1 |
6 |
Обслуживающий персонал |
- |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Итого |
5 |
5 |
42 |
5 |
12 |
35 |
6 |
7 |
34 |
Коэффициент общего оборота и коэффициент сменяемости персонала используются при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях. Так, уменьшение общего оборота персонала офиса продаж ОАО "МТС" с 0,49 в 2007 г. до 0,38 в 2008 г. можно оценить положительно, так как данная тенденция свидетельствует о стабильности персонала предприятия. Однако, по мнению экспертов, если на предприятии абсолютно отсутствует текучесть кадров, это свидетельствует о необоснованном завышении заработной платы по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли. Следовательно, такой уровень мобильности можно признать приемлемым для офиса продаж ОАО "МТС".
Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако, в 2008 г. для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.
Таблица 7. Показатели движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*
Показатели |
категории персонала | |||||
Специа-листы |
Прод.-консультанты |
Вспомогательный персонал |
Менеджеры |
Обслуж. персонал |
Всего | |
2006 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.22 |
- |
- |
0.12 |
Коэффициент оборота по выбытию |
- |
0.20 |
0.22 |
- |
- |
0.12 |
Коэффициент общего оборота |
- |
0.40 |
0.44 |
- |
- |
0.24 |
Коэффициент текучести персонала |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2007 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.25 |
- |
0.33 |
0.14 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0.14 |
0.70 |
0.38 |
- |
0.33 |
0.34 |
Коэффициент общего оборота |
0.14 |
0.90 |
0.63 |
- |
0.67 |
0.49 |
Коэффициент текучести персонала |
0.14 |
0.50 |
0.13 |
- |
- |
0.20 |
2008 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему |
- |
0.20 |
0.38 |
- |
0.33 |
0.18 |
Коэффициент оборота по выбытию |
- |
0.20 |
0.38 |
0.17 |
0.33 |
0.21 |
Коэффициент общего оборота |
- |
0.40 |
0.75 |
0.17 |
0.67 |
0.38 |
Коэффициент текучести персонала |
- |
- |
- |
0.17 |
- |
0.3 |