Эффективность работы зависит от кадрового потенциала, от уровня и качества его профессиональной подготовки. Производительность труда напрямую зависит от квалификации работников предприятия - чем выше квалификация сотрудника, тем выше его профессиональный уровень, умение и навыки.
В целях формирования единой корпоративной культуры в организации принята «Модель компетенций персонала». Данная Модель представляет собой свод утвержденных внутри компании основных морально-этических норм и принципов, которыми работники предприятия должны руководствоваться при выполнении должностных обязанностей.
Модель компетенций состоит из трёх основных блоков: общекорпоративные компетенции, управленческие компетенции и функциональные компетенции.
Общекорпоративные компетенции — необходимы всем сотрудникам компании:
1) Ориентация на результат
2) Гибкость и адаптивность
3) Работа в команде
4) Ориентация на клиента
5) Инициативность
6) Решение проблем
Управленческие компетенции — необходимы сотрудникам, занимающим управленческие должности:
7) Управление людьми
8) Лидерство в команде
9) Управление задачами
10) Стратегическое мышление
Функциональные компетенции — необходимы сотрудникам Управления офисных продаж и обслуживания и Управления по абонентскому обслуживанию:
11) Навыки продаж
12) Коммуникабельность
13) Навыки обслуживания
14) Управление конфликтами
15) Управление стрессом
16) Наставничество
17) Активное слушание
18) Соблюдение баланса интересов сотрудника и компании.
Данные по количественному и качественному составу персонала приведены в таблицах 2.8—2.10
Таблица 2.8 — Среднесписочная численность персонала 2007—2009 г.
Год |
Списочная численность персонала, чел. |
2007 |
1040 |
2008 |
1200 |
2009 |
1160 |
Таблица 2.9 — Кадровый состав СООО «МТС» 2007—2009 г.
Показатели |
Категории |
Года | ||
2007 |
2008 |
2009 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
по качественному составу |
мужчины |
49% |
49% |
52% |
женщины |
51% |
51% |
48% | |
по возрастным группам |
до 30 лет |
42% |
39% |
41% |
от 31 до 40 лет |
19% |
21% |
22% | |
от 41 до 50 лет |
20% |
21% |
22% | |
от 51 до 55 лет |
15% |
14% |
13% | |
старше 55 лет |
4% |
4% |
2% | |
по уровню образования |
высшее |
80% |
84% |
87% |
среднее профессиональное |
15% |
14% |
12% | |
среднее общее |
5% |
2% |
1% | |
по профессиональной категории |
руководители |
1% |
1% |
1% |
специалисты |
85% |
87% |
88% | |
рабочие |
14% |
12% |
11% |
Исходя из данных таблицы 2.8 видно, что численность работников в 2009 г. сократилась на 40 чел. по сравнению с 2008 годом.
Анализируя таблицу 2.9, отметим, что в СООО «МТС» работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. По возрастному составу преобладают лица до 30 лет, что говорит о том, что в компании реализуется программа поддержки молодых специалистов. По данным 2009 г. 87 % специалистов имеют высшее образование. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 3 %, это говорит о том, что работники компании заинтересованы в саморазвитии и повышении профессионального уровня.
Можно также отметить, что удельный вес молодых работников на руководящих должностях составляет более 30 %.
Рассмотрим состав кадров отдела Продаж и абонентского обслуживания, в частности справочно-информационной группы (таблица 2.10)
Таблица 2.10 — Кадровый состав отдела Продаж и абонентского обслуживания (справочно-информационная группа)
Год |
Общая численность, чел. |
Уровень образования | ||
Среднее профессиональное, чел. |
Незаконченное высшее, чел. |
Высшее, чел. | ||
2007 |
102 |
18 |
61 |
23 |
2007 |
122 |
17 |
66 |
39 |
2009 |
118 |
16 |
59 |
43 |