Матричная – характеризуются добавлением к линейно-функциональной менеджеров по проектам, которые отвечают за конкурентоспособность системы. В случае крупных проектов функцию руководителя берет на себя координирующий орган. Эта структура дает возможность руководству быстро, квалифицированно и неформально принимать решения. Снижает бюрократию, создает лучшие условия для творческой работы.
Дивизиональная характерна для многономенклатурных концернов, подразделяющихся на производства по типам продукции (дивизионы). Функциональные подразделения имеются как у производства, так и у концернов в целом.
В теории и практике управления инновациями встречается широкий спектр модификации организационных структур. Кроме перечисленных структур можно также выделять программно-целевые и гибкие организационные структуры. Виды программно-целевых организационных структур [2]:
1. Программно-целевые (централизованные) – характеризуются полным подчинением всех участников проекта единому органу линейного руководства. Эти структуры имеют преимущество при реализации отдельных проектов, внедряемых более чем на одном предприятии.
2. Координационные – возникают в рамках линейно-функциональных структур, когда туда включаются координационные органы. Основная их задача – использование горизонтальных связей для выполнения работ, включающих в различные инновационные проекты (т.е., интегрированное управление).
В случае возникновения большого количества координационных связей эффективным оказывается использование матричных структур, которые и являются модификацией программно-целевых структур координационного типа.
Параллельно с формальной организационной структурой (как правило линейно-функционального типа) в целях быстрого освоения и внедрения инноваций могут использоваться гибкие структуры – временные рабочие группы, венчуры.
Формирование организационной структуры управления инновационным потенциалом на машиностроительных предприятиях
Важность формирования эффективной организационной структуры управления инновационным потенциалом машиностроительного предприятия объясняется тем, что современные научно-исследовательские проекты, научно-технические разработки имеют чаще всего уникальный характер, работу исследователей и разработчиков сложно планировать, а ее результаты трудно измерять. Ошибки в построении организационной структуры не только усложняют управление инновационным потенциалом, но и приводят к снижению производительности труда исследователей, конструкторов, производственников, к большим экономическим потерям.
Существует ряд объективных причин, побуждающих периодически пересматривать организационную структуру управления инновационным потенциалом машиностроительного предприятия. Принимая точку зрения современных экономистов [5], к таким причинам можно отнести следующие:
изменение задач и целей развития производства;
изменение и диверсификация тематических направлений осуществляемых исследований и разработок;
изменение технологии проведения НИОКР в связи с развитием научных направлений, автоматизацией управления, переходом на новую элементную базу и т.п.;
изменение структуры тематического плана, обусловливающее изменение необходимого количества специалистов различных профессий;
снижение эффективности управления, обусловленное недостатками его организационной структуры, проявляющимися в дублировании функций управления и форм документов, нежелании переходить к обработке управленческой информации с использованием современных технических средств, влиянии неблагоприятных социально-психологических факторов.
Организационная структура управления инновационным потенциалом машиностроительного предприятия должна разрабатываться с учетом определенных требований. В экономической литературе рассматривается различный набор требований [5]. Необходимо прежде всего учитывать следующие:
первичность целей, функций, задач инновационного потенциала и вторичность структуры;
обеспечение адаптивности структуры управления к внешней среде и изменениям в технике, технологии, организации производства;
достижение оптимального уровня централизации управления;
взаимодействие структурных подразделений на базе минимального числа уровней иерархии для обеспечения кратчайших путей обмена информацией;
недопустимость элементов организационной структуры управления инновационным потенциалом, не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих ее по вертикальным и горизонтальным каналам;
достаточная управляемость путем создания оптимального числа элементов организационной структуры;
гибкость и мобильность организационной структуры, обладающей способностью быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям работы, развитию инновационного потенциала, способствующей быстрой передаче готовых разработок для их внедрения и промышленного освоения;
количественная определенность структуры управления;
создание организационной структурой условий для развития и эффективного использования научно-информационной, кадровой, материально-технической, инвестиционной составляющих инновационного потенциала;
ограничение многоступенчатости в системе управления путем ликвидации промежуточных звеньев;
максимальное соответствие организационной структуры производственной структуре предприятия;
экономия всех видов ресурсов как в сфере создания новых продуктов, так и в сферах производства, реализации и эксплуатации.
Дополнительно предлагаем включить следующие требования к формированию организационной структуры управления инновационным потенциалом машиностроительного предприятия: применение совокупности научных подходов к проектированию структуры и функционированию системы правления, а также соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.).
Опираясь на эти требования, можно сформулировать основные принципы построения организационной структуры управления инновационным потенциалом:
принцип обоснованности построения организационной структуры. Обязательность применения научных методов и подходов, учета реальных условий функционирования предприятия, анализа недостатков действующей организационной структуры управления инновационным потенциалом;
принцип оптимальности и сбалансированности. Способность организационной структуры управления производить отбор действенных решений, увязывать цели с пропорционально сформированными ресурсами инновационного потенциала машиностроительного предприятия;
принцип гибкости и динамичности. Необходимость учета влияния фактора времени, анализа проявляющихся и прогнозируемых в будущем причин, которые могут привести к изменению внешних и внутренних условий работы предприятия. Это наделяет организационную структуру способностью к своевременной перестройке и совершенствованию.
принцип эффективности. Необходимость формирования организационной структуры, способствующей наилучшему достижению цели управления инновационным потенциалом.