Аналогично производится оценка других структурных подразделений.
Количество звеньев управления в ООО "Экстрим" - 7, число ступеней управления - 2, общее количество элементов в структуре - 14. Следовательно, коэффициент сложности организационной структуры равен 1.
Таблица 2.11 - Показатели эффективности состава структуры
Структурное подразделение |
Каф |
Ккф |
Кнд |
Ккэ |
Ксл |
Отдел полиграфии |
0,90 |
0,70 |
1,15 |
0,65 |
1,00 |
Дизайн-бюро |
1,00 |
0,80 |
0,90 |
0,67 | |
Отдел сувенирной продукции |
1,15 |
0,50 |
1,25 |
0,50 | |
Отдел размещения |
0,85 |
0,60 |
0,85 |
1,00 | |
Отдел по рекламной деятельности |
0,90 |
0,80 |
1,10 |
1,00 | |
Коммерческий отдел |
1,10 |
0,50 |
1,15 |
1,00 | |
Бухгалтерия |
0,90 |
0,70 |
0,90 |
1,00 | |
Отдел по управлению персоналом |
1,17 |
0,50 |
1,25 |
1,00 |
Расчет Ксс приведен в таблице 2.12. В качестве частных показателей взяты средние по структурным подразделениям, приведенным в таблице 2.11.
Таким образом, коэффициент состава структуры равен 0,93. Значение меньше единицы, что означает, что уровень рациональности горизонтальной и вертикальной структуризации целостной системы на элементы в ООО "Экстрим" несколько ниже нормального уровня, при котором оргструктура управления характеризуется высокой степенью надежности (работоспособности).
Таблица 2.12 - Расчет коэффициента состава структуры ООО "Экстрим"
Показатель |
Коэффициент весомости (qi) |
Оценка в баллах (Аi) |
|
Коэффициент актуализации функций |
0, 20 |
1,00 |
0, 20 |
Коэффициент концентрации функций |
0,15 |
0,64 |
0,10 |
Коэффициент накопления организационной структуры дисфункций |
0, 20 |
1,07 |
0,21 |
Коэффициент концентрации элементов |
0, 20 |
0,85 |
0,17 |
Сложность организационной структуры управления |
0,25 |
1,00 |
0,25 |
Итого |
1,00 |
- |
0,93 |
Анализ степени рациональности распределения задач, прав и ответственности между различными структурными подразделениями ООО "Экстрим" выявил следующие недостатки данной системы:
несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций; имеются нереализуемые функции;
дублирование функций двумя или тремя службами;
решения принимаются на необоснованно высоком уровне, что снижает их оперативность и отвлекает руководство от стратегических задач.
Нереализуемые функции имеются в первую очередь в коммерческом отделе, также в отделе сувенирной продукции и отделе по управлению персоналом. В связи с наличием нереализуемых функций в коммерческом отделе ООО "Экстрим" коммерческий блок данного предприятия является очень слабым. Основными проблемами являются:
практически полное отсутствие маркетинга;
продажи и обслуживание не сегментированы;
потребители недостаточно мотивированы.
Следствием этих проблем является принятие неоптимальных производственных решений, необоснованных инвестиций и потеря наиболее привлекательных клиентов. Для устранения проблем из коммерческого отдела необходимо создать подразделение маркетинга с функциями:
исследования рынка;
разработки маркетинговой стратегии;
тарифной (ценовой) политики.
До 90% рабочего времени отдела по управлению персоналом занимает кадровый учет. Соответственно на все остальные функции остается не более 10% рабочего времени. Необходимо сокращать трудоемкость операций по кадровому учету и развивать такие функции, как обучение и развитие персонала, управление производительностью персонала, развитие внутренних коммуникаций, управление пакетом компенсации для каждого подразделения и сотрудника (мотивация персонала), организационное развитие и разработка стратегии управления персоналом.
В ООО "Экстрим" также отсутствует департамент стратегии, результатом работы которого являлась бы корпоративная стратегия компании. В связи с отсутствием департамента стратегии не выполняются функции: разработки корпоративной стратегии, контроля реализации стратегических положений, корректировки стратегии, участия в разработке планов, создаваемых в развитие стратегии (включая бюджет). Данный департамент должен подчиняться непосредственно Генеральному директору и находится не над остальными структурными подразделениями, а рядом с ними, чтобы обеспечивать взвешенность и нейтральность. Наличие стратегического управления необходимо для долгосрочной эффективности.
Отсутствие стратегического управления в ООО "Экстрим" обусловлено частично избыточной централизацией организационной структуры управления. Генеральный директор зачастую сам занимается контролем некрупных расходов, повседневных действий подчиненных, деталей и хода технологических процессов, посещением второстепенных выставок и конференций, вместо того, чтобы заниматься разработкой стратегии организации, среднесрочным планированием, реформированием направлений (например, развитием коммерческого блока), а главное, организацией ключевых внешних связей.