Руководитель-либерал старается не вмешиваться в дела подчиненных. Как правило, он не проявляет инициативы, ожидая указаний от вышестоящих руководителей. Такой руководитель уклоняется от ответственности за решения и последствия, которые могут оказаться неблагоприятными.
Руководитель с либеральным стилем не способен отстаивать свою позицию. В результате подчиненные вынуждены сами ставить и решать служебные задачи. Не обладая необходимыми организаторскими способностями, руководитель-либерал стремится завоевать у подчиненных авторитет, предоставляя им различного рода льготы, незаработанные отгулы, выплачивая незаслуженную премию и т.д. Чаще всего либеральный стиль свойственен людям нерешительным, добродушным, боящимся конфликтных ситуаций, а также творческим личностям, погруженным в решение интересующих их проблем.
Получив по воле сложившихся обстоятельств руководящую должность, они, как правило, не стремятся к служебной карьере и готовы уступить свое место более достойному.[11]
Составным элементом системы планирования, например, работы городской администрации является индивидуальное планирование работы руководителей и специалистов городской администрации. Индивидуальные планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.
Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников городской администрации, содействующие эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных направлений деятельности, обеспечивают упорядоченность и ритмичность работы.
Для руководителей городской администрации, ее органов и структурных подразделений оптимальными разделами индивидуальных планов являются:
а)что необходимо сделать в установленные сроки;
б)где необходимо быть (дата, час);
в)кого вызвать (дата, час);
г)кому позвонить;
д)что проверить;
е)кого принять (дата, срок).
Для индивидуального планирования целесообразно использование деловых календарей и ежедневников.
С целью создания единой временной системы работы городской администрации, согласованной по времени с работой руководителей городских предприятий, учреждений и организаций работа главы администрации, заместителей главы и управляющего делами администрации организуется на основе регламентов (графиков) рабочей недели.
Основными элементами недельного временного регламента (графика) главы администрации по дням и часам рабочей недели являются:
а)ознакомление с почтой;
б)работа с заместителями;
в)прием глав районных в городе администраций;
г)прием руководителей городских предприятий и организаций;
д)прием руководителей органов и структурных подразделений городской администрации;
е)работа с непосредственно подчиненными органами и структурными подразделениями администрации;
ж)работа с помощниками;
з)посещение объектов и организаций;
и)служебные совещания;
к) участие в работе сессий представительного органа города;
л) подготовка к заседаниям коллегии городской Администрации, экономического совета, совета предпринимателей;
м) проведение заседаний коллегии городской администрации, экономического совета, совета предпринимателей;
о) встречи с представителями общественных организаций, прессы.
Основными элементами недельного временного регламента (графика) заместителей главы администрации по дням и часам рабочей недели являются:
а)ознакомление с почтой;
б)работа с главой администрации;
в)прием заместителей районных в городе администраций;
г)прием руководителей починенных органов городской администрации;
д)прием руководителей городских предприятий и организаций;
е)служебные совещания у главы администрации;
ж)служебные совещания с руководителями подчиненных органов и структурных подразделений администрации;
з)заседания комиссий при городской администрации;
и)работа с помощниками;
к) посещение объектов и организаций;
л) подготовка к заседаниям коллегии городской администрации, экономическому совету, совету предпринимателей;
м) участие в заседаниях коллегии городской администрации, экономическом совете, совете предпринимателей;
н) участие в заседаниях сессий представительного органа города;
о) встречи с представителями общественных организаций, прессы.
Основными элементами недельного временного регламента (графика) руководителей городских органов по дням и часам рабочей недели являются:
а)ознакомление с почтой;
б)работа с заместителем главы администрации;
в)работа с своими заместителями, с руководителями подразделений органа;
г)посещение объектов и организаций;
д)служебные совещания;
е)прием руководителей городских предприятий и организаций;
ж)прием сотрудников органа;
з)работа в районных (в городе) администрациях;
и)подготовка к заседаниям коллегии городской администрации, экономического совета, совета предпринимателей;
к) участие в заседаниях коллегии городской администрации, экономического совета, совета предпринимателей.
Индивидуальные планы специалистов городских органов и подразделений городской администрации разрабатываются в соответствии с должностными обязанностями, установленными должностными инструкциями, календарными планами органа (структурного подразделения) и указаниями его руководителя. Указанные планы разрабатываются на месяц за пять дней до планируемого периода и утверждаются руководителем органа (структурного подразделения) городской администрации.
Важной формой управленческого труда (управленческой деятельности) является служебное совещание. Анализ затрат рабочего времени работников аппарата управления органов государственного управления показал, что на подготовку и проведение совещаний некоторыми категориями управленческих работников затрачивается до 12% рабочего времени.[12]
Время на совещании используется часто недостаточно эффективно вследствие недостатков в планировании, подготовке и проведении совещаний, а также в организации контроля за исполнением принимаемых решений.
Для повышения эффективности проведения совещаний должен выполняться ряд необходимых условий. Время проведения совещания должно планироваться в строгом соответствии с утвержденным распорядком работы аппарата управления. По каждому виду или тематике совещаний должен быть определен контингент участников. На совещание должны выноситься только те вопросы, решение которых в оперативном порядке сопряжено с определенными трудностями или большими потерями времени. По каждому вопросу, выносимому на совещание, предварительно должен быть продуман регламент его обсуждения и решения. Участники совещания должны быть заранее ознакомлены с содержанием повестки дня, а по важным вопросам — и с проектом решения.
В органах государственного и муниципального управления выделяются две основные группы совещаний: территориальные совещания и совещания у руководителей администрации.