Важность этого критерия заключается в том, что производительность труда находится в тесной взаимозависимости с численностью и составом кадров, с фондом заработной платы и средней заработной платой.
Система трудовых показателей в совокупности преследует следующие цели:
обеспечение неуклонного повышения производительности труда и превышение темпов ее роста над темпами роста средней заработной платы;
достижение экономии труда и фонда заработной платы;
соблюдение правильных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда при установленном размере общего фонда заработной платы;
усиление материальной заинтересованности каждого работника и коллектива в целом в улучшении технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации, а также повышения квалификации работников предприятия;
установление оптимального соотношения (пропорций) в численности персонала, по функциям производства, обслуживания и управления.
Разработке системы показателей по труду на предприятии должен предшествовать их тщательный анализ, в ходе которого намечаются мероприятия по экономии живого труда, лучшему использованию рабочей силы.
Задача коллектива состоит в том, чтобы разработать такие мероприятия, которые позволили бы выполнить задания с наименьшими затратами и большей результативностью.
Эффективность управления кадрами зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическая ситуация, политика государства, в том числе налоговое законодательство и прочие.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы.
Нормативные ограничения.
Ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала. Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создание и реализации эффективных кадровых программ.
Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.
Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так например, организации нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.
Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристики работ, привлекающие или отталкивающие людей:
степень требуемых физических и психических усилий;
степень вредности работы для здоровья;
месторасположение рабочих мест;
продолжительность и структурированность работы;
взаимодействие с другими людьми во время работы;
степень свободы при решении задач;
понимание и принятие цели организации.
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
Таким образом, для эффективной кадровой политики необходимо учитывать вышеназванные факторы, то есть управление будет эффективным, если своевременно и рационально реагировать на любое изменение рассмотренных выше факторов.
Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.
2. Анализ кадровой политики ОАО "Волтайр-Пром"
Акционерное общество открытого типа “Волтайр-Пром" учреждено в августе 1992 года решением конференции трудового коллектива арендного предприятия “Волжский шинный завод" и является полным правопреемником его имущественных прав и обязанностей. Арендное предприятие “Волжский шинный завод" было создано 21 мая 1991года на базе государственного предприятия “Волжский шинный завод" с правом досрочного выкупа.
Волжский шинный завод был введен в действие 30 июня 1964 года с проектной мощностью 3 миллиона шин в год. За 40-летний период деятельности предприятием выпущены шины для десятков миллионов автомобилей. "Волтайр" стремительно вышел на внешний рынок. Его продукция была по достоинству оценена - в 1994 году Международным институтом маркетинга в Гвадалахаре (Мексика) на Конгрессе, посвященном вопросам маркетинга, вручил "Волтайру" награду "За коммерческий престиж, лучшую торговую марку" среди фирм, которые вышли в начале девяностых в "большой свет". Затем, войдя в состав пяти тысяч ведущих предприятий, "Волтайр-Пром" получил статус "Лидер российской экономики".