Из таблицы 3 мы видим, что мотивация к труду наблюдается только у руководящего состава, обычные работники не имеют особо заметной мотивации к труду, из все не боятся потерять работу, что говорит о том, что на предприятии плохо поставлена работа с кадрами и явно не выше чем в других аналогичных предприятиях заработная плата работников.
Таблица 4
Сводная таблица результатов оценки степени удовлетворенности сотрудников работой в изучаемой организации
Факторы удовлетворенности | Степень удовлетворения | Аспекты, состояние которых за последний год | Общее количество опрашивае-мых | |||
Совершенно удовлетворен | Пожалуй, удовлетворен | Не удовлетворен | улучшилось | ухудшилось | ||
Выбранной профессией | 3 | - | 17 | - | - | 20 |
Содержанием работы | 3 | 11 | 6 | - | - | 20 |
Организацией труда | 6 | 8 | 6 | - | - | 20 |
Отношениями в коллективе | 20 | - | - | - | - | 20 |
Стилем и методами работы руководителя | - | 5 | 15 | - | - | 20 |
Отношением к администрации к нуждам работников | 3 | - | 17 | - | - | 20 |
Перспективами профессионального роста | 4 | 2 | 14 | - | - | 20 |
Объективностью оценки работы руководителем | 4 | 13 | 3 | - | - | 20 |
Возможностью влиять на дела в коллективе | 9 | 5 | 6 | - | - | 20 |
Социально-бытовыми условиями в организации | 2 | - | 18 | - | - | 20 |
Таким образом, из таблицы 4 мы видим, что степень неудовлетворенности работниками слишком велика для относительно небольшого предприятия.
Успешная работа той или иной организации складывается из нескольких факторов и, прежде всего, из слаженного и грамотно выстроенного взаимодействия сотрудников и начальства. При этом большая часть ответственности за последнее лежит на плечах руководства. Здесь в ход должны идти все возможные и не возможные методы и средства, способные дать сотрудникам ощущение «хорошего начальника» и «любимой работы». Именно от этих психологических категорий будет зависеть уровень рабочего настроя, атмосфера в коллективе, а также конечный результат выполняемых действий[10].
Действительно, мотивационная составляющая в трудовом процессе играет самую важную роль. В теории менеджмента отмечается, что отсутствие мотива у сотрудников может привести к следующим негативным тенденциям[11]:
1) некачественный труд и частый брак;
2) долговременные и частые сбои в производственном процессе;
3) низкий профессиональный уровень персонала;
4) безынициативность сотрудников;
5) неудовлетворительный морально психологический климат в коллективе;
6) чрезмерно высокая текучесть кадров;
7) низкий уровень исполнительской дисциплины;
8) негативное и халатное отношение к труду;
9) организационная неразбериха;
10) нежелание сотрудников повышать свою квалификацию и совершенствовать свой труд;
11) деятельность руководства негативно оценивается персоналом;
12) неудовлетворенность работой сотрудников;
13) низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
Заинтересовать служащих в успехе общего предприятия и цветущем будущем организации можно несколькими слагаемыми. И тут на первый план выходит мотивация работников.
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Необходимо выяснить на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов служащих путем целенаправленного вмешательства руководства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.
Любая деятельность должна быть мотивирована, то есть, направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов – восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности сотрудников. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.