Такой же результат можно получить и другим способом, используя коэффициент оборачиваемости капитала. Для этого из фактической среднегодовой суммы оборотного капитала отчетного года следует вычесть расчетную его величину, которая потребовалась бы для обеспечения фактической суммы оборота при коэффициенте оборачиваемости капитала прошлого года:
±Э = 173786- 321593/1,98= 11613,1 млн руб.
Чтобы установить влияние коэффициента оборачиваемости на изменение суммы выручки, можно использовать следующую факторную модель:
В = KL*Коб
Отсюда
∆ВКоб = KL1*∆Коб = 173786(1,85 - 1,98) = -22592,18 млн руб.,
∆BKL = ∆KL* Коб0 = (173786- 155784) 1,98= 35643,96 млн руб.,
∆Во6щ = В1 - В0 = 321593 - 309064= 12592 млн руб.
Таким образом на величину выручки отрицательно повлияло увеличение значения коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, а положительно увеличение его стоимости в отчетном году.
Поскольку прибыль можно представить в виде произведения факторов (П = KLxROma = KL* Коб * Rpn), то увеличение ее суммы за счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала можно рассчитать умножением прироста последнего на базовый уровень коэффициента рентабельности продаж и на фактическую среднегодовую сумму оборотного капитала:
∆П = ∆Коб х Rpn0 х KL1 = = (1,85 – 1,98)* 0,77 * 173786= - 17395,98 млн руб.
В нашем примере за счет увеличения коэффициента оборачиваемости оборотного капитала в отчетном году предприятие получило убыток на сумму 17395,98 млн руб.
Как видно из проведенных видов анализа эффективность и интенсивность использования капитала ОАО «ЗОМЗ» оставляет желать лучшего. Этому мог послужить довольно обширный ряд факторов, но главным, на мой взгляд, является неэффективность использования собственного капитала. На основании этого можно предложить некоторые пути совершенствования использования капитала для повышения его эффективности, рассматриваемые далее.
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:
1) сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
2) улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
3) ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
4) сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.
5) повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).