Пассионарность – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленой на достижение какой-либо цели. ”Так, в 8 в. в Италии вокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так же собрались сподвижники вокруг царя Давида в 11 в. до н.э., а люди “длинной воли” – вокруг Чингисхана, бароны – вокруг Карла Великого и т.д.” – Л.Н. Гумилев [4].
Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.[4]
Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека “героем”, ведущим “толпу”, так как большинство пассионариев находится в составе “толпы”.
Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает настолько силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.
Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Из этого следует вывод, что работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения.
Как “необратимая сила” пассионарность находится в основе глобальных коллизий – миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческой воли и умов. Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энергетическим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту этноэнергетическую модель к проблемам развития человека, можно сделать вывод, что индивид, этнос выступают в качестве системы колебаний определенного энергетического поля. Разные “Я” отличаются частотой колебания поля, особым характером ритмов разных этнических групп. Чувство “своего” означает унисон ритмов, чувство “чужого”несовпадение ритмов. После пика пассионарности следует период диссипации. Они возникают в далеких от равновесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополнительности Н. Бора). В пределах системы есть выдающееся и обычное. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней выживают те, кто не принимал участия в историическом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Например, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый толчой все начинает сначала.
Данная модель имеет ряд достоинств. Л.Н. Гумилев делает вывод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменяются только лидеры социогенеза (антропосферы). “Угасший” этнос после выполнения своих авангардный функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход – что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций это и есть проявление высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина – образование “условных и экстраполяционных рефлексов”.
Негэнтропийный максимум в системе “Я” человека служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на него, превращаться в самоценнность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ “Я” человека. Но именно в этом случае конфликтность (проблемность) бытия служит лучшим средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Эффект энтропности в жизни человека может быть объяснен с помощью феномена “отклоняющегося поведения”. Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведения – необычному. Нестандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклонение от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что наиболее общим средством обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.
В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорганизация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация – возрастанию негэнтропии. Организациия и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственновременном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационногенерирующие процессы – геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между порядком и беспорядком объективно служит необходимым источником развития физических, биологических и социальных систем.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение. Это обстоятельство применяется чаще всего военными, так как два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военнные формируют из пассионариев элитные ударные части. Здесь суть не в том, что пассионарий руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.
Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей, к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его газах систему, его настроенность большого значения не имеет.
Способы утраты пассионарности. Любой этногенез – это более или менее интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов, особенно это проявляется во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью и не передавших своих качеств по наследству. Но самое интересное то, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих собой ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. И самое страшное для этноса – переход от спокойного существования к обороне перед натиском другого этноса; тогда, если не наступит гибель, обязательно произойдет надлом, никогда не проходящий безболезненно. Объяснить это явление социальными причинами невозможно, но если рассматривать повышенную пассионарность как наследуемый признак – все становится ясно.