Субъектами любого рынка являются продавцы и покупатели. Однако в отличие от других рынков субъекты рынка труда - строго определенные по своему социальному положению люди. В роли продавца – собственник рабочей силы, покупателя – собственник средств производства – работодатель и (или) профсоюзы. Главным субъектом является, конечно, собственник рабочей силы, так как возникновение рынка труда связано с превращением в товар рабочей силы.
Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего – продавца рабочей силы. Рынок труда также предполагает:
· экономическую свободу работодателей и работников;
· гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;
· свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.
Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству рабочей силы, по национальности, полу, возрасту и т. д. Рынок труда делится по отраслям и территориям.
Начиная с 70-х годов западные экономисты указывают на формирование особых субрынков – внутреннего (первичного), внешнего (вторичного)[10]. Основными критериями различия этих рынков являются:
1. стабильность рабочих мест;
2. уровень зарплаты;
3. перспективы профессионального роста;
4. условия труда.
К внутренним рынкам относятся кадровые работники основного коллектива, обладающие высокой квалификацией и в сохранении которых предприниматели заинтересованы (частичная занятость в отраслях, использующие профессии высокой квалификации).
С внешними рынками труда связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, а также лица, не имеющие работы. Они служат в качестве кризисного буфера. Для этого субрынка характерны различные формы сменного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей стабильного характера. Лишь часть рабочих имеет шансы переместиться из внешнего во внутренний рынок.
Некоторые ученые считают правомерным выделение и третичного рынка[11]. Его формирование они связывают с различными программами общественных работ, адресованных прежде всего социально уязвимым категориям из числа безработных. Третичный рынок характеризуется отсутствием в ряде случаев юридического соглашения при найме, кратким периодом занятости и крайней ее нерегулярностью, внетарифной оплатой труда.
Огромное значение для исследования рынка труда имеет понимание такой категории как безработица (такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные), ее влияние на спрос и предложение на рынке труда. Очень часто для объяснения экономических процессов пользуются противоположным по значению безработице понятием – занятость.
Механизм рынка труда - это прежде всего механизм регулирования. Под ним следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие провести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы, которая происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений (наемные работники, их объединения (профсоюзы, ассоциации), предприниматели (коллективные, индивидуальные) и их союзы, государственные органы)[12].
Элементы механизма рынка труда
Основными элементами механизма рынка труда являются спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция (за лучшие рабочие места) между работодателем (за лучших работников); между наемными работниками и работодателями ( при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.)
Спрос на труд
Спрос - отражает структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами.
Спрос на труд как на фактор производства является производным спросом: труд требуется для использования в производстве товаров и услуг, и решение об объеме используемого труда является обратной стороной решения об объеме производства блага.
Простая модель спроса на труд основана на следующих предпосылках:
1. Целевой функцией фирмы является максимизация прибыли.
2. Поведение фирмы описывается производственной функцией двухфакторного типа, факторы — труд и капитал.
3. Фирма действует на конкурентном рынке благ и на конкурентном рынке труда.
4. Издержки фирмы на труд состоят только из заработной платы работников.
В краткосрочном периоде фирма располагает фиксированным объемом капитала как фактора производства и принимает решение об объеме использования только одного фактора — труда.
Условие максимизации прибыли фирмы соблюдается при:
, когда предельный денежный продукт труда равен предельным издержкам на труд (заработной плате).Или , т. е. максимум прибыли достигается, когда предельный продукт труда в натуральной форме равен реальной заработной плате.
Рис. 1. Предельный продукт труда и кривая спроса на труд фирмы
Объем нанимаемого труда в зависимости от заработной платы определяется через предельный продукт труда, а кривая спроса на труд в краткосрочном периоде равна кривой предельного продукта труда. На рис.1. кривая фактически является кривой спроса на труд, но в книге Рощина С.Ю. и Разумовой Т.О[13]. говорится, что кривая спроса на труд будет соответствовать только нисходящему сегменту кривой предельного продукта, что следует из условия убывающей предельной производительности факторов производства.
Так как функция спроса на труд – производная функции предложения товаров, то функция спроса на труд — убывающая.
В долгосрочном периоде и труд, и капитал — переменные производственные факторы. Решение об объеме используемых факторов исходит из относительных цен на факторы производства и используемой технологии.
В книге Рощина С.Ю. и Разумовой Т.О. приводится максимизирующее прибыль решение об объеме спроса на труд, подчиняющееся условию:
или, или [14].