Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Большинство коммерческих финансовых организаций и банков не осуществляет вложения в исследования и инновации, рассматривая наличие этого условия в проекте как стоп-фактор. В основном, финансирование этой сферы идет из бюджетных источников, из средств венчурных и специальных фондов. Расходы на НИОКР являются, конечно, одной из необходимых составляющих для успешного развития предприятий, но большинство предприятий во всем мире достаточно осторожно относятся к принципиально новым разработкам, предпочитая идти по пути незначительных усовершенствований уже существующих продуктов/ технологий. Только крупные корпорации в состоянии осуществлять значительные вложения в инновации. Все это относится и к российским предприятиям, но с поправкой на функционирование в условиях кризиса. То есть процент отечественных предприятий, способных инвестировать средства в инновационные проекты, невысок. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатор инновационного проекта должен реально оценить свои шансы. Вероятность получения средств из этих источников возрастает со степенью готовности инновации к внедрению. Если разделить инновационные продукты по степени завершенности исследований и характеру результата НИОКР, то можно получить следующие категории инновационных проектов:
Группа Усовершенствованный Новый продукт/
продукт/ технология технология
Инновационные проекты, 1. 1 1. 2
связанные исключительно
с продвижением готового
инновационного продукта
Инновационные проекты 2. 1 2. 2
с незавершенной стадией
внедрения
Инновационные проекты 3. 1 3. 2
с незавершенной стадией
ОКР
Инновационные проекты 4. 1 4. 2
с незавершенной стадией
НИР
Инновационные проекты 5. 1 5. 2
с незавершенной стадией
поисковых исследований
На практике привлечение средств в инновационный проект из коммерческих источников становится возможным только тогда, когда существует реальный результат НИОКР, практически отсутствуют сомнения в возможности его внедрения и сбыта. Наиболее привлекательными для инвестиций являются с точки зрения инвесторов проекты категории 1. 1 и 2. 1. Значительно выше риск по проектам, ориентированным на продвижение нового продукта/ технологии. При разработке и реализации таких проектов многие решения приходится принимать на интуитивном уровне, так как в большинстве случаев необходимая информация отсутствует. Например, для подобных проектов очень непросто разработать маркетинговую концепцию: довольно вероятны ошибки при прогнозировании объемов спроса, возможностей сбыта, позиционировании товара на рынке, установлении цены. Тем не менее, проекты, относящиеся к группам 1. 2 и 2. 2, при наличии веских аргументов для инвестора могут получить необходимые инвестиции. Самую низкую вероятность финансирования из коммерческих источников имеют проекты 4 и 5 категории. Средства для этих проектов лучше искать в инновационных и венчурных фондах. Инновационный риск данных проектов существенно повышается для инвестора в связи с тем, что в соответствии с российским законодательством риск случайных неудач невыполнения договоров несет заказчик, что признается существенным элементом договорных отношений на выполнение НИОКР, обусловленным их творческим характером (см. Гражданский Кодекс, ст. 769, п. 3). В принципе допускается иное распределение риска случайных неудач по договоренности сторон, но следует иметь в виду, что ст. 775 и 776 ГК, определяющие последствия случайной невозможности исполнения договора, ограничивают диспозитивность данных правил.
Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание очень высокую долю неопределенности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация уже может дать инструменты к управлению рисками. На сегодняшний день создано достаточно много классификаций инновационных рисков. Однако многие из них страдают излишней детализацией. Для инвестора имеют значение фактически лишь те риски, которые приводят к потере или снижению объемов запланированной прибыли или доходов. В данной классификации, отражены основные риски, связанные с созданием и продвижением инноваций.
Основные риски, связанные со стадиями создания и продвижения инновации
Стадия |
Риск |
Факторы риска1 |
Проведение поисковых исследований |
Получение отрицательного результата |
Неверное направление исследований, ошибка в постановке задачи, ошибки расчетов и т. д. |
Отсутствие результата в установленные сроки |
Ошибки в оценке сроков завершения исследований Ошибки в оценке необходимых ресурсов | |
Проведение НИОКР |
Получение отрицательного результата |
Неправильная интерпретация результатов и/или выбор пути реализации фундаментальных исследований, на которых базируется НИОКР Невозможность реализовать результат фундаментальных исследований на данном уровне развития НИОКР Ошибки расчетов, недоработки |
Отсутствие результата НИОКР в установленные сроки |
Ошибки в оценке сроков завершения НИОКР Ошибки в оценке необходимых ресурсов для завершения НИОКР | |
Отказ в сертификации результата |
Нарушение стандартов и требований сертификации Нарушение условий секретности Отсутствие лицензий | |
Получение непатентоспособного результата |
Наличие аналогов Несоответствие требованиям патентования | |
Несвоевременное патентование2 |
Патентование на ранних сроках, когда не принято мер по защите рынка, может привести к значительному ущербу конкурентоспособности (утечка информации) Если сроки патентования отложены на достаточно долгий срок, это может привести к тому, что аналогичная разработка уже будет запатентована | |
Внедрение результатов НИОКР в производство |
Получение отрицательного результата |
Неверная оценка полученного результата исследований Неправильный выбор пути реализации результатов исследований Невозможность реализовать результат на технологическом уровне |
Отсутствие результатов внедрения в установленные сроки |
Ошибки в оценке возможностей производства Ошибки в оценке сроков внедрения Ошибки в оценке необходимых ресурсов | |
Экологические риски НИОКР |
Ошибки в расчетах, приводящие к превышению фактических показателей по использованию/выработке вредных веществ над расчетными Недоработка технологии Технология производства предполагает использование/ выработку экологически вредных веществ | |
Продвижение нового продукта, созданного на основе НИОКР, на рынок |
Отторжение рынком |
Несовместимость с технологическим укладом Наличие аналогов Несоответствие требованиям потребителя Ошибки, допущенные при разработке маркетинговой концепции (неправильное определение цены, неправильный выбор целевых групп потребителей, недооценка конкурентов, недочеты в дизайне, неправильная организация сбытовой сети, рекламной кампании) |
Более низкие объемы сбыта по сравнению с запланированными |
Быстрое старение инновации Появление аналогов Ошибки концепции маркетинга |