в основе программно-целевой технологии разработки управленческих решений лежит использование деревьев цели. Каждому из уровней принадлежит несколько целей. Цели, принадлежащие одному уровню, могут быть взаимно-нейтральными, кооперироваться и конкурировать. Управленческие решения необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга.
Цели бывают:
· стратегические, формируются при определении долговременной политики развития организации;
· тактические, формируются при решении оперативных задач управления.
При формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения её стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.
Если же в процессе становления организации формирование стратегических целей осуществляется после этапа экспериментального функционирования на основании решения частных тактических задач, то можно говорить о значительном влиянии тактических целей на формирование стратегических целей.
Более распространённы и оправданы ситуации, когда тактические цели формируются для реализации стратегических целей организации.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:
· необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);
· необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:
· оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов;
· разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения;
· обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения;
· установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается.
Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.
Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, менеджеру необходимо учитывать следующие рекомендации:
· люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
· нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
· нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
· необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.