На предприятиях, как правило распоряжение оформляется за подписью генерального директора и начинает действовать с момента подписания.
Далее составляется план реализации решения.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений:
· предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок;
· деловая беседа – специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации;
· убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения;
· разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения;
· принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения;
· наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения;
· сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения;
· обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений;
· совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений;
· тренинг – специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений;
· совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом;
· заседание – узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач;
· отчет – сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения;
· деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· когда приходится составлять документы с множеством технических терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а название терминов написать вплоть до печатных букв.
· если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля – это с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.
Контроль подразделяется на:
· предварительный. Осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
· текущий. Осуществляется непосредственно в ходе осуществления работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Осуществляется непосредственно начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы.
· заключительный. Осуществляется после того как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ.
Иногда функции учета и контроля объединяют в одну функцию. Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Важнейшими задачами учета являются:
· сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности,
· систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности,
· создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля выполнения планов.
Различают три вида хозяйственного учета:
· оперативный,
· статистический,
· бухгалтерский.
Оперативный учет – сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
Статистический учет – изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет – постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
Мотивация осуществляется по результатам контроля.
Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
3. Планирование проверки:
· объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
· проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
· субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
· методы контроля;
· объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный; средства ручные, автоматические, компьютеризированные);
· сроки и продолжительность проверок;
· последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).