Правильно организовать контроль очень важно и во многом зависит от искусства менеджера. Он должен быть достаточно требователен, чтобы подчиненные всегда чувствовали ответственность за свои действия и решения. И в то же время по-настоящему умелый менеджер знает, что непрерывно контролировать своих подчиненных вредно: они теряют самостоятельность, инициативность и начинают верить, что без менеджера не смогут сделать ни шагу.
Есть сферы деятельности, где контроль намеренно делают видимым. Например, бухгалтер знает о том, что его работа будет проверяться ревизором, рабочие на производственной линии знают, что изготовленные детали пройдут проверку в отделе технического контроля, перепроверяется работа банковских служащих и др. Наглядность контроля имеет цель оказать воздействие на поведение сотрудников, сконцентрировать их усилия, чтобы предотвратить ошибки в работе и направить на достижение целей организации.
Менеджеру следует учитывать побочные эффекты контроля. Один такой эффект – срыв в поведении людей. Это бывает в случае слишком частого проведения контроля.
Другой эффект можно назвать «поведением, ориентированным на контроль». Люди понимают, что их достижения и ошибки в областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому подчиненные обычно хотят «хорошо выглядеть» при проверке. Исследованиями выявлена тенденция сотрудников всячески поддерживать работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижать усилия там, где измерения не проводят. [5, 179 c]
Специалисты в области менеджмента дают рекомендации по повышению эффективности контроля:
• установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
• обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
• устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
• избегать чрезмерного контроля;
• вознаграждать за достижение стандарта.
Мы рассмотрели менеджмент с точки зрения реализации важнейших функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджерское искусство – это высокая степень мастерства в осуществлении этих функций. Для эффективного их осуществления необходимы связующие процессы, такие как принятие решений и коммуникация.
2. Характеристика процесса управления на предприятии ПО «Пищекомбинат»
Панкрушихинский пищекомбинат основан в 1998 году. Он является частичкой от Алтайской краевой потребительской кооперации. В каждом районе Алтайского края есть Пищекомбинат похожий на Панкрушихинский.
В своей деятельности он опирается на Федеральный закон от 19 июня 1992 г. №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «Закон о защите прав потребителей» и другие федеральные законы.
Руководителем предприятия является Борис Леонидович Бутаков, который награжден орденом за большие успехи в развитии потребкооперации. Руководитель, поставив задачу, строго спрашивает ее выполнение с тех, кто по роду своей деятельности всем этим занимается. Он является председателем Панкрушихинского Районного совета депутатов и спонсором многих мероприятий, таких как встреча с ветеранами (дарят им подарки), организует праздники для молодежи, день защиты детей. Заведующая производством – Раиса Егоровна Казакова.
Кроме производства Краевая потребкооперация обеспечивает образование молодежи, которая желает работать на потребсоюз. За 55 лет Барнаульский кооперативный техникум Алтайского краевого потребительского союза подготовил более 19 тысяч специалистов по специальностям: «Правоведение», «Экономика, бухгалтерский учёт», «Менеджмент», «Товароведение», «Технология хлеба, макаронное и кондитерское производство», «Технология продуктов общественного питания»). Именно там молодые специалисты, работающие на Панкрушихинском пищекомбинате, получили образование!
Розничный товарооборот предприятия за год составил 42 млн. 226 тыс. руб. Продано товаров населению района на 12 млн. руб. больше, чем в 2007 г. По темпам роста товарооборота к уровню 2007 г. Панкрушихинский райпотребсоюз занял второе место в крае.
Всего в Панкрушихинском районе 109 торговых точек, 16 из них – потребкооперации. Доля ее в товарообороте района составляет 20%. Потребкооперация сегодня – это 120 работающих человека; 17 рабочих мест создано только за год. Средняя заработная плата по итогам 2008 года составила 5502 рубля. Всего этого удалось добиться благодаря дополнительным затратам, на которые пошли, чтобы провести реконструкцию, частичную замену и модернизацию оборудования.
Производственная деятельность – основная составляющая работы предприятия. По итогам краевого соревнования в системе краевого потребительского союза заняли по году второе место. Причем отмечались каждый квартал, занимая 2–3 места по всем видам деятельности. Валовой оборот промышленного производства за 2006 г. составил 5 млн. 33 тыс. руб. Динамика роста – 162%.
Выработали хлеба 241,5 т и булочных изделий 20 т. Всего 11 наименований. 15 наименований кондитерских изделий – 15,7 т. 13 наименований полуфабрикатов на 1 млн. 246 тыс. руб. В их числе пельмени – 5 тыс. кг, пироги в ассортименте – 50 тыс. шт., беляши – 11 тыс. шт. и т.д. Продано мяса 1 т 600 кг, фарша – 1 т 40 кг, суповых наборов – 1 т 600 кг. Среди кондитерских изделий: пряники – 8,5 т, рулеты – 1800 кг, торты – 1700 кг, пирожные и кексы – 4259 шт., печенье овсяное – 1 т 300 кг, простое печенье – 1 т 738 кг. Эта продукция пользуется высоким спросом. В данный момент рассматривается вопрос о расширении ассортимента производства.
Все предприятие разделено на цеха:
1) кондитерский,
2) мясных полуфабрикатов,
3) хлебобулочный,
4) пирожковый,
5) мясоразделочный.
Они обеспечивают район следующей продукцией:
1) хлеб (Ι, ΙΙ сорта, дружба, купеческий, хуторской, подовой, бородинский батоны);
2) булочки (рожок, растигай, косичка с маком, мариинский, лакомка, плюшка);
3) торты («Новинка», «Сказка»);
4) пряники («Мятные», с орехом, овсяные, шоколадные);
5) печенье («Загадка», «Курабье»);
6) пироженное («Картошка», корзиночка, кекс с изюмом, трубочка с варенной сгущенкой);
7) рулеты (с варенной сгущенкой, с джемом);
8) пироги (с капустой, с яйцом, картошка с грибами, рис с мясом;
9) пицца;
10) хот-дог;
11) чебуреки;
12) беляши;
13) сосиска в тесте;
14) котлеты;
15) пельмени;
16) манты;
17) хинкали;
18) Вареники (капуста с мясом, творог, картошка с грибами);
19) шашлык;
20) мясо свежее;
21) фарш;
22) тефтели;
23) фрикадельки.
В каждом цехе есть заведующий, который следит за выполнением работы.
Предприятию характерен демократический стиль управления. Какие бы вопросы не возникали, в большинстве случаев их решает коллектив, или заведующие цехов. Сам руководитель с подчиненными вежлив, требователен, но справедлив.