В современной Беларуси непросто встретить директора, который бы не знал азов кадрового менеджмента; который бы не интересовался тем, как мотивировать своих сотрудников; где их обучать; как грамотно подобрать нужных профессионалов. Но, не смотря на это, большинство руководителей находятся в постоянном стрессе из-за глобальных проблем в коллективе фирмы: текучесть кадров, психологический дискомфорт, снижение работоспособности сотрудников, потеря заинтересованности в результатах труда.
Кого винить в происходящем. Где искать причину? Казалось бы, персонал подобран кадровым агентством, обучен, выстроена система оценки работы и поощрений… А причина банальна. Начали строить дом не с фундамента, а со второго этажа. Перед тем как набрать людей, привить им корпоративный интерес, желание работать, необходимо разобраться - сколько человек нанимать, каких специальностей и квалификации, каков будет фонд заработной платы, кто будет курировать на первом этапе их деятельность и многое другое. Таким образом, планирование и бюджетирование персонала должны стать неотъемлемой частью кадровой политики любой современной организации.
Кадровое планирование - это система подбора квалифицированных сотрудников, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие), и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды). Цель - обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки. Планирование подбора и увольнения сотрудников - один из самых проблемных и, в то же время, самых необходимых процессов в жизни любой организации. Важная задача директора, при поддержке менеджера по персоналу или непосредственного руководителя - оптимизировать этот процесс, сделать его максимально эффективным и низкозатратным без потери качества.
Неверно предполагать, что планирование сводится только к составлению кадрового плана с заранее обозначенными датами, к которым необходимо заполнить те или иные вакансии. Требуется более глубокий анализ реальных потребностей в персонале. Зачастую, новую должность создают просто потому, что могут себе это позволить. Типичная ситуация: менеджер подразделения сбыта в пик сезона требует от директора новых сотрудников. Директор говорит "ну надо так надо" и предлагает этих сотрудников найти и взять на работу. Пока тратится время и деньги на поиск людей, сезон проходит, продажи снижаются, объем работ исчезает. Взяли нового человека, а загрузить его нечем. И мыкается он из отдела в отдел, чувствуя свою ненужность и бесполезность. А руководитель потом сетует: "Бестолкового, мол, сотрудника наняли, работать не хочет!" А вывод следует сделать иной – не было должного планирования приёма сотрудников на работу.
Процесс подбора персонала необходимо начинать с нормирования труда, анализа трудозатрат и эффективности использования рабочего времени. Это сложные процессы, но только они позволяют определить, действительно ли необходима эта должность и в какой момент она реально должна быть заполнена.
Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено при использовании ряда методов. Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата, этакой "истины в последней инстанции". Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на, скажем так, суждениях (метод Дельфи), либо на использовании математики (метод экстраполяции: перенесение сегодняшнего положения фирмы в будущее).
После того, как руководство предприятия убедились, что это рабочее место действительно будет нужно, определились со сроками, можно составлять кадровый план. Кадровый план позволяет описать оптимальные, реальные и предельно допустимые сроки закрытия той или иной вакансии, а также сопоставить загруженность по подбору персонала в различные моменты времени. Например, можно спланировать подбор таким образом, чтобы не пришлось одновременно "закрывать" пять вакансий.
Как и любой план, кадровый может быть стратегическим или тактическим. Стратегическое планирование персонала находится в компетенции высшего руководящего звена. Составление стратегического плана должно базироваться на общей стратегии развития фирмы и быть в тесной связке общим экономическим планом развития предприятия. Фактически это означает, что цели кадрового планирования должны быть производными от целей организации. Одной из распространенных ошибок при кадровом планировании - сосредоточение на краткосрочных потребностях и нечеткая координация их с долговременными планами организации.
Нельзя забывать о том, что стратегическое планирование (в дальнейшем и тактическое) должно базироваться на имеющихся внешнеэкономических показателях развития отрасли, анализе конкурентной среды, анализе кадрового рынка Минска (или республики). Тактический план (на месяц, на квартал) разрабатывается при участии менеджера по персоналу и/или руководителей среднего звена. Если стратегический более концептуален и носит скорее аналитико-описательный характер, то для тактического характерны точная постановка задач, конкретные даты, лица, ответственность и т.д. Именно на базе тактического плана должна строится работа по поиску и привлечению кадровых ресурсов.
При составлении кадрового плана следует отталкиваться от следующих вопросов:
Ø сколько работников; уровень квалификации; когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале)?
Ø каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения штатов)?
Ø каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров)?
Ø каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям (планирование кадрового развития)?
Ø каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала)?
Если директор предприятия думает что, выйдя на улицу, тут же сможет найти нужного человека, он явно ошибается!
Еще один важный момент, подводный камень, которого можно избежать, если быть к нему готовым. Известно, что любые планы и графики имеют нехорошую тенденцию - сбиваться со сроков. К примеру, если в плане указано, что 25 мая к работе должен приступить новый начальник отдела продаж, то нужно постараться проанализировать, сколько времени потребуется на поиск нужного сотрудника. Эксперты кадрового агентства нередко сталкиваются с ситуацией: в заявке на подбор специалиста в графе "срок подбора" руководитель указывает - "неделя". Даже для солидных агентств этого времени зачастую недостаточно, чтобы качественно, вдумчиво, найти нужного фирме человека. Сроки срываются, товар лежит мертвым грузом на складе. И не потому, что неликвидный – но просто не хватает рабочих рук. Такое случается сплошь и рядом, и еще раз подтверждает тот факт, что директора несерьезно относятся к вопросу планирования кадров.