В современной научной литературе предложено большое количество стратегий для антикризисного управления. Приведем наиболее широкий их анализ (табл. №3.1).
Таблица № 3.1 Стратегии антикризисного управления
Стратегии антикризисного управления |
Содержание действий относительно выполнения стратегии |
Свойство системы, которое является ключевым для обеспечения действенности стратегии |
Особенности функционирования системы согласно ключевым свойствам |
1. "Предупреждение" |
Предусмотрение и предупреждение кризиса, подготовка к его появлению, недопущение или приостановление на начальном этапе |
Стойкость |
На протяжении определенного времени система способна выполнять свои функции даже при выходе параметров внешней среды за определенные ограничения |
2. "Противодействие" |
Противодействие возникновению кризисных явлений, замедление процессов их развития |
Гибкость, адаптивность |
Система может изменять цель, процессы достижения цели или цели функционирования в зависимости от условий внутренней среды системы и изменений в условиях функционирования системы |
3. "Стабилизация" |
Стабилизация ситуаций с помощью использования резервов, дополнительных ресурсов |
Иерархичность, многофункциональность |
На разных уровнях системы будут существовать разные способы достижения целей. Вместе с тем, отдельные элементы могут быть более стойкими к изменениям, а значит, за их счет появится определенное время для стабилизации других |
4. "Выжидание" |
Ожидание зрелости кризиса для успешного решения проблем ее преодоления |
Надежность |
Система способна реализовывать заданные функции на протяжении определенного периода времени |
5. "Риска" |
Нахождение в ситуации рассчитанного риска |
Живучесть, безопасность |
Даже если некоторые элементы системы повреждены, она может изменить цели своего функционирования за счет тех, которые остаются |
Навыки и ресурсы имеют большое влияние на антикризисную стратегию а их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен наиболее полно мобилизовать ресурсы предприятия и распределить их таким образом, чтобы это имело наибольший эффект.
Если предприятие своевременно отслеживает появление угрозы и имеет достаточно времени, чтобы отреагировать на нее, то это предприятие может ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации изменения нужно реализовать в максимально короткий срок. Внедрение антикризисной стратегии является максимально эффективным, если она объединяется с адаптированной структурой управления к специфическим для данного предприятия условиям существования и является подконтрольной понятной, реально достижимой и разграниченной между подразделами системы целей.
Итак, для разработки эффективной антикризисной стратегии предприятия необходимо выполнение следующих положений:
‒ всесторонний анализ изменений во внутренней и внешней среде организации ради выявления возможного их влияния на деятельность предприятия;
‒ определение масштабов возможного влияния кризисной ситуации на хозяйствующий субъект;
‒ разработка результативной для конкретных условий существования предприятия антикризисной стратегии;
‒ реализация и контроль за разработанными направлениями развития организации.
Экономические процессы имеют динамический характер, который помогает предприятиям в условиях острой конкуренции быстро адаптироваться к непостоянным условиям внешней и внутренней среды. Даже на протяжении небольшого периода времени объемы потребления очень динамические. В этих условиях выиграет (а в наших условиях выживает) то предприятие, которое быстрее других приспособится к реалиям времени и адаптируется к новым непривычным для нас условий.
Проблема реализации сделанной продукции стоит перед предприятиями очень остро. Появилась необходимость изучать рынок с его нуждами и стараться эти нужды удовлетворять быстро и своевременно.
В нынешней ситуации один из естественных и наиболее эффективных направлений дальнейшего развития отечественной промышленности - повышение гибкости, способности к адаптации предприятий к потребностям рынка.
Именно поэтому в данное время важным элементом антикризисного управления является повышение конкурентоспособности предприятия.
Конкуренция - экономическое соревнование производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего количества покупателей и получение максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах.
В процессе конкурентной борьбы участники преследуют одинаковые цели - максимизация прибыли за счет завоевания преимуществ потребителей. Однако способы и пути достижения этой общей цели разные. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто раньше других добился определенных конкурентных преимуществ и захватил стойкий сегмент рынка. Но завоевание преимуществ - это только начало, намного сложнее удержаться на рынке, сохраняя свои конкурентные позиции.
При формировании конкурентной стратегии прежде всего необходимо учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится отрасль (зарождение, быстрый рост, зрелость, спад), масштабы деятельности конкурентов (в частности, осуществляется ли конкурентная борьба на уровне мирового рынка).
Обычно факторы повышения конкурентоспособности рассматриваются в зависимости от стадии развития отрасли, в которой функционирует предприятие:
‒ конкуренция в новых отраслях, которые быстро развиваются;
‒ конкуренция в отраслях, которые находятся на стадии зрелости;
‒ конкуренция в отраслях, которые находятся в состоянии стагнации или спада;
‒ конкуренция в раздробленных отраслях.
Новая отрасль всегда находится на ранней стадии существования, стадии зарождения. Большинство компаний этой отрасли находятся в стадии организации, привлечение персонала, строительства или приобретение производственных мощностей, расширение сбытовой сети, привлечение на свою сторону потенциального покупателя. Очень часто такие фирмы сталкиваются с проблемами разработки товара и с технологическими проблемами.