♦ Риск-менеджер - оценивает ситуацию в целом, составляет документы ситуационного плана. До наступления кризиса он участвует в разработке плана действий в кризисной ситуации, организует тренировки и составляет все необходимые документы. Он оценивает возможные потери и предлагает схемы страхования, соответствующие потребностям ситуационного управления. Во время кризиса он, как правило, является и помощником главного координатора ситуационного плана. После кризиса занимается расследованием причин кризиса, оценкой потерь и получением страховых компенсаций, оценивает эффективности ситуационного плана и его уточнением.
♦ Специалист по коммуникациям - на всех этапах отвечает за то, чтобы информация о фирме поступала куда надо фирме, чтобы ее критическая секретная информация не разглашалась, чтобы общение со средствами массовой информации было адекватно дозированным, не сеяло бы панику, ложные слухи и не подрывало бы престиж фирмы. К примеру, информацию о кризисной ситуации на фирме должен давать только сотрудник, который имеет специальную подготовку по связям с общественностью и общению со средствами массовой информации. Престиж фирмы как надежного поставщика и партнера - это один самых ценных активов фирмы. Его очень непросто оборонять в условиях кризиса. Каждое слово, которое может быть скандально и вредоносно истолковано, будет истолковано именно так. Общение с журналистами подобно борьбе с медведем: отдыхать приходится только тогда, когда этого хочет медведь.
♦ Специалист по человеческим отношениям (психолог) - подготавливает, проводит и анализирует мероприятия по воздействию на отдельных лиц и группы с целью недопущения паники, шоков и избыточных стрессов. Оказывает необходимую психологическую помощь пострадавшим.
♦ Внешние консультанты - привлекаются по мере необходимости.
Разработка комплекта ситуационных программ управления фирмой в кризисных ситуациях проводится поэтапно на обязательном фоне проведения профилактических мер программы управления рисками.
Шаг 1. Проанализировать “точки уязвимости” фирмы, из-за нежелательных событий в которых фирма может “опрокинуться” в кризис.
Кризис - это такое развитие событий, которое может привести к реализации риска, фатального для фирмы. Инструменты анализа: мозговой штурм, анализ по методу “ Если, то“, технические расчеты, экспертиза. Важно анализировать не только конкретные события, но и сочетания событий (эффект домино, симптоматика и кризисные треугольники). Большинство наиболее тяжелых катастроф, как показывает опыт, происходят не из-за одной крупной ошибки, а как следствие совпадения (синергетики) нескольких событий, каждое из которых, взятое в отдельности, не чревато никакими серьезными последствиями. Сокрушительные ситуации стоят того, чтобы синергетический анализ по ним был проведен в полной мере.
Шаг 2. Выработать аварийные процедуры и временные механизмы управления, а также, безусловно, однозначные сигналы для автоматического включения этих процедур механизмов.
Сигналы для включения ситуационных механизмов управления должны быть заблаговременно известны всем сотрудника фирмы. Один из главных документов ситуационного плана - это схема коммуникаций и список лиц внутри и вне фирмы, которые должны быть извещены о получении сигнала о кризисе.
Шаг 3. Обсуждение каждого ситуационного плана, испытание плана на учениях и его корректировка.
Шаг 4. Инструктаж и тренировка сотрудников временных кризисных структур управления.
Шаг 5. Заключение внешних предварительных контрактов и согласование планов с ключевыми поставщиками, потребителями, гостиницами и обслуживающими сетями.
Шаг 6. Регулярная деятельность по обеспечению постоянно работоспособности ситуационных планов, мониторинг их состояния и обновление.
Шаг 7. Корректировка всей программы управления рисками по итогам разработки ее ситуационной части.
Ситуационные планы управления кризисами подобны страховке: вы надеетесь, что он никогда не понадобится, но уж если он понадобился, то лучше бы он сработал хорошо. Для того чтобы разработать эффективный ситуационный план управления следует обратить внимание на некоторые обязательные аспекты жизни фирмы.
Один из исходных материалов: таблица времени выживания всей организации при сбоях различных элементов и модулей организации. Исходный вариант этой таблицы можно составить мозговым штурмом. Те модули, из-за которых фирма остановится скорее, требуют более серьезной защиты на этапе ослабления угроз, даже если сбои в них маловероятны. На этой основе создается план обеспечения непрерывности производства. Кризис, с точки зрения фирмы, это и есть нарушение непрерывности производства. К остановке работы могут привести и причины, которые находятся вне самого производственного процесса: в информационных системах, в системах документооборота, в финансовых потоках, в действиях поставщиков и сбытовиков и др.
Важный документ в системе кризисного управления – схема перемещения рабочих процессов в случае кризиса. Во время атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке многим фирмам, имевшим там штаб квартиры, удалось быстро переместить их в другие здания и гостиницы, переключив при этом прежние телефонные номера на новые места.
Инструкция по резервному копированию и хранению ключевой информации - это совершенно необходимый документ, правильное следование которому необходимо регулярно и строго проверять. В мире компьютеров это не только необходимо, но и довольно просто.
План финансирования ситуационных рисков должен быть утвержден заранее и в лимитах, и в аварийных процедурах. Должны быть также предусмотрены резервы на непредвиденные нужды.
Предварительные контракты на случай наступления ситуации необходимы фирме, чтобы период восстановления не затягивался. Такие условные контракты со строителями, энергетиками, здравоохранением, страховщиками и пр. можно и должно заключить заблаговременно, чтобы в нужный момент помощь поступила незамедлительно.
Полномасштабное ситуационное обеспечение безопасности фирмы - это огромная работа. Но она вполне по силам даже небольшой, но квалифицированной команде, возглавляемой риск-менеджерами, если работать рационально и правильно ранжировать цели и средства. Но эта работа требует внимания высших руководителей фирмы, времени и средств. Зато она позволит фирме выжить.