Помимо описанных выше, есть более специфические типы людей бизнеса.
Например, Человек-Таксометр. Это не самостоятельный предприниматель, а клерк, столь высоко оценивающий свои услуги, что не предлагает их, а продает, не торгуясь и набивая себе цену.
Есть не типы, а типичные представители эволюции предпринимателей, например Бизнесмен-Дегенерат. Это определение относится не к умственным способностям, а к изменениям, происходящим с личностью. Руководитель новообразованной фирмы показал себя энергичным и целеустремленным человеком. Его обаяние позволяло быстро достигать выгодных соглашений, его демократизм и добродушие собрали отличную «команду» - классных специалистов и просто порядочных людей. На шефа смотрели не снизу вверх, но с легким дружеским восхищением.
За считанные месяцы фирма от папки с документами выросла до высоты прекрасного административно-производственного комплекса, обросла сервисными участками, складами, автопарком . Рука вчерашнего дебютанта начала распоряжаться судьбами десятков людей, большими средствами и ценностями. Он присмотрелся к себе - не слишком ли я прост? И выстроил кабинет с тамбуром и приемной, где расположилась секретарша - глупая, склочная, но лично преданная особа. Вчерашние друзья-коллеги стали ждать очередь на прием. Личный шофер, он же телохранитель, отнюдь не на «Жигулях» днем и ночью возил его куда прикажут, включая рынок, сауну, магазины. Коллегиальные обсуждения планов сменились директивами.
Дальше - больше. Переоценка самого себя переросла в легкую форму мании величия с непременными ее симптомами: прожектерством и подозрительностью. Директор стал направо-налево раздавать громкие обещания, не подкрепленные реальными ресурсами.
Партнеры стали один за другим отворачиваться от предприятия и его несостоятельного руководителя. Он начал искать вокруг себя врагов и, естественно, их находил. И начал помаленьку увольнять. Атмосфера команды сменилась нервозным духом камеры смертников: кого выведут следующим?
Ну право же, как не назвать этот процесс дегенерацией?! Из активного, современно мыслящего и демократичного предпринимателя наш герой превратился в заурядного госдиректора. Правление фирмы отказалось от услуг этого руководителя. Сегодня он руководит другим, вновь созданным предприятием.
Подведем черту под всем вышесказанным: социально-психологическая ситуация, в которой находится современный российский деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности:
– рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
– недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;
– автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);
– агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
– авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;
– амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;
– экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;
– суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которое объясняется отмеченной выше невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией. Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособность рационально осмыслить ситуацию.
Глава 3. Психологические особенности иностранных предпринимателей
Американцы - народ предприимчивый, настойчивый и мужественный.
Американский стиль делового взаимодействия характеризуется утилитаризмом (все должно давать доход!); не делать лишней работы, обходиться без напрасных затрат труда; пренебрежением к традициям; силой данного слова; тщательностью в проработке организации любого дела; разделением и скрупулезной проверкой исполнения; нацеленностью сегодня сделать лучше, чем вчера; большим вниманием к мелочам; специализацией кадров и производства; краткостью и ясностью; конструктивизмом.
Российским бизнесменам, вступающим в незнакомый мир, необходимо придерживаться существующих там правил, чтобы успешно решить свои проблемы.
Постарайтесь вникнуть в суть американских деловых отношений. Американцы считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не дают вам знаний о всех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски.
Если при ведении деловых переговоров вы не имеете информации, которую вам излагают, то принимайте ее как уже известную вам. Американцы быстро реагируют на все и требуют от партнеров того же. Одним из способов быстрого общения являются факс-аппараты.
В деловых письмах и разговорах всегда используйте имена людей или названия организаций, которые представили вас партнеру. Желательно попросить человека предлагающего вам контактировать с какой-либо фирмой, позвонить в эту фирму и представить вас.
При деловых переговорах обязательно найдите оригинальные черты вашего предложения, отличающие вас от других аналогичных фирм, и всегда фиксируйте внимание партнера на этом. Вы обязаны знать и четко сказать, кто вы, что делаете и почему вашему партнеру выгодно вести переговоры с вами, а не с другими фирмами.
Фиксируйте свое внимание на целях партнера и на вашей помощи в достижении этих целей. Всеобщий принцип американского бизнеса - получение прибыли. Если ваши предложения помогают достижению вашей цели, то они обязательно заинтересуют американского партнера. Но эти предложения должны быть только реальными.
Перед деловыми переговорами определите заранее желаемый результат. Спланируйте разговор так, чтобы он коснулся ваших главных задач и преимуществ, постарайтесь организовать встречу.
При этом американских бизнесменов заинтересует следующая информация:
· способы удешевления продукции для получения большей прибыли;
· пути создания новых рынков сбыта или привлечение новых клиентов для своего производства;
· возможность заключения благоприятных контрактов;
· создание хорошего имиджа для фирмы и ее продукции.
Итак, ищите успеха на американском рынке, соблюдая деловой этикет, четко организуйте свою деятельность как самостоятельно, так и привлекая специалистов, которые всегда готовы предоставить свой опыт и знания.