Введение
Любая организация немыслима без работающих в ней людей. Люди, работающие в организации, их личностные характеристики и качества – это тот элемент, от которого зависит эффективность работы организации. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя как отдельных индивидов, так и целые группы. Люди (сотрудники) – это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на достижение поставленных перед организацией целей. Необходимо помнить, что организация существует, чтобы служить людям, и никак не наоборот.
Во многих организациях процесс управления кадрами, можно сказать, автоматизирован, что, учитывая особенности нашего современного мира, абсолютно неэффективно. Чтобы выдержать конкуренцию, плодотворно развиваться и реализовываться, организации нужны, во-первых, грамотно подобранные сотрудники, а во-вторых, – и это наиболее значимо – не «заброшенные». Ведь очень часто можно видеть, как в организациях не уделяется должного внимания к молодым сотрудникам, не решаются вопросы по развитию уже работающих и т.д. Люди ощущают себя не нужными, заброшенными и уходят. А организация тратит время и средства на замену сотрудника и ничуть не выигрывает от этого, так как уровень ее развития при этом остается прежним, если не снижается. Стоит ли говорить здесь об актуальности работы с персоналом, об его изучении и развитии? Ведь это вклад организации в саму себя, и этот вклад продвигает ее на новый уровень.
Проблема изучения основных психологических характеристик сотрудника и их использования в управлении организацией сейчас представлена недостаточно полно. Научная литература по подготовке менеджеров редко включает в рассмотрение вопрос об изучении сотрудников и использовании этой информации в управлении. Чаще вопрос рассматривается уже – изучение мотивации, пригодности к профессии. О личности пишут редко и все больше из личного опыта, полноценных научных работ встретить, к сожалению, не удалось.
В качестве объекта нашего исследования выступило организационное поведение сотрудников. Предметом работы стали основные психологические характеристики сотрудников, проявляющиеся в рабочем поведении.
Целью работы явилось изучение основных психологических характеристик личности в рабочем поведении и возможности их использования в управлении организацией.
Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи: изучить общие положения о природе человека и природе организаций, рассмотреть модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы, изучить возможности оценки основных психологических особенностей и рассмотреть их использование в управлении организацией.
В процессе работы мы использовали метод анализа научной литературы. Нами были проанализированы труды таких известных в области психологии менеджмента и подбора персонала авторов, как Питер Ф. Друкер, Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, Е.Г. Молл, Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, Н.Я. Сацков.
Глава 1. Психологические характеристики личности и их учет в работе менеджера
Прежде чем говорить о работе менеджера по изучению психологических характеристик личности сотрудников, необходимо рассмотреть общую природу организации и человека в ней.
Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций. Организационное поведение и управление им основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций, которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами. Они складываются из человеческой природы, куда входят индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивированное поведение, стремление к соучастию и ценность личности, а также из природы организации, включающей в себя социальные системы, взаимный интерес и этические принципы [6;4]. Рассмотрим эти аспекты более подробно и начнем с природы человека, как основополагающего элемента любой организации.
Индивидуальные особенности. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.
Восприятие. Каждый человек индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.
Целостность личности. Конечно же, организации с радостью ухватились бы за возможность «принимать на работу» только квалификацию индивида или его способность к анализу, но в реальности компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами. Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас – целостное человеческое существо. Реализация управления организацией предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях.
Мотивированное поведение. Одно из основных положений психологии гласит, что нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и/или последствиями его поступков. Когда мы имеем дело с человеческими потребностями, необходимо помнить, что побуждения людей отнюдь не таковы, какими, как мы считаем, они должны быть; они являются тем, чего желают сами люди. Мотивация сотрудников – обязательный атрибут любой организации. Вне зависимости от находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования, ресурсы эти не могут быть использованы до тех пор, пока к ним не приложится труд предварительно мотивированных людей.
Стремление к соучастию. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.
Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Теория о том, что человек – один из экономических инструментов, давно утратила популярность. Сегодня в «моде» высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника [6;10].