Любому менеджеру, который хочет эффективно управлять, важно справедливо оценивать результаты помощи подчиненных, направлять их стремления, развивать их индивидуальные особенности, поддерживать их в трудные минуты. Это сделает их союзниками и помощниками и облегчит менеджеру организацию трудовой деятельности, а сами сотрудники смогут максимально проявлять свои способности, трудолюбие.
Эффективному менеджеру следует воспитывать в своих подчиненных:
- предприимчивость и реализм, праксеологическую зрелость и моральную устойчивость;
- умение сосредоточиваться, получать сильное впечатление, стабилизировать его, отчетливо и точно воспроизводить и использовать в своей деятельности; принципиальность;
- умение управлять коллективом, усиливать и развивать способности по рациональной организации своей работы и работы других, по руководству подчиненными, дисциплину и трудолюбие;
- выдержку и терпимость к индивидуальным особенностям характеров сотрудников при условии, что они не сказываются на общих результатах труда; целеустремленность;
- умение вскрывать недостатки, развивать критику и самокритику, нетерпимость к различным отклонениям и слабостям, неблагоприятно отражающимся на результатах работы;
- взаимность уважения, объективность критериев оценки работы, беспристрастность;
- вежливость, приветливость, тактичность, человечность, честность, добросовестность;
- способность поддерживать передовое, прогрессивное [7;23].
Овладев этим навыком, менеджер сможет объективно определять достижения и возможности каждого, оказывать помощь, давать совет, а, если потребуется, то и накладывать взыскания или поощрять за те или другие действия или проступки. Он сможет установить меру или степень реакции работника на те или другие воздействия, что поможет при передаче части полномочий, а следовательно, и возмещении определенных обязанностей добиваться конкретных результатов.
Учитывая индивидуальность стиля, характера и отношения к работе, руководствуясь правилом исключений, на начальном этапе следует добиваться от подчиненного тех результатов, какие вы от него ожидаете, приложив максимум усилий для того, чтобы он полностью осознавал всю ответственность за возложенные на него полномочия. Передача части своих полномочий подчиненным обязывает последних добиваться определенных результатов в работе. Следует направлять деятельность подчиненных, развивая у них чувство гордости за результаты своей работы. Показать им, что вы делаете одно общее дело, что итоги их работы, их достижения станут составной частью ваших общих результатов, успехов и достижений [7;27].
Таким образом, эффективному менеджеру необходимо научиться определять индивидуальные черты, стиль и подход к работе каждым из его подчиненных, а не рассматривать их как представителей однородной массы. Достигнуть этого можно путем изучения и анализа личных контактов, правильной и справедливой оценки результатов их труда, что позволит изучить влияние передачи полномочий на подчиненных, проводить соответствующую кадровую политику – подбор и перестановку кадров.
Вывод из второй главы
Подводя итог, следует сказать, что изучение сотрудников осуществляется как специально организованными научно-исследовательскими методами (биографический метод, анкетирование, экспертные оценки, тестовые методы, деловые игры и пр.), так и в процессе обычного наблюдения и изучения поведения сотрудника в повседневной трудовой деятельности. Основные характеристики, влияющие на поведение сотрудника в организации – это характер, интересы, мотивы, внимание и сосредоточенность, способности. Характер является самой объемной для изучения характеристикой, поскольку отражает весь жизненный и социальный опыт сотрудника. Все эти данные помогают менеджеру эффективнее выстраивать процесс организации работы, оптимизировать его, учитывать индивидуальные параметры работника для увеличения его результативности в труде.
Заключение
Как мы уже отмечали, во многих организациях процесс управления кадрами практически автоматизирован, что абсолютно неэффективно. Чтобы выдержать конкуренцию, плодотворно развиваться и реализовываться, организации нужны, во-первых, грамотно подобранные сотрудники, а во-вторых, – и это наиболее значимо – не «заброшенные». Ведь очень часто можно видеть, как в организациях не уделяется должного внимания к молодым сотрудникам, не решаются вопросы по развитию уже работающих и т.д. Люди ощущают себя не нужными, заброшенными и уходят. А организация тратит время и средства на замену сотрудника и ничуть не выигрывает от этого, так как уровень ее развития при этом остается прежним, если не снижается. Стоит ли говорить здесь об актуальности работы с персоналом, об его изучении и развитии? Ведь это вклад организации в саму себя, и этот вклад продвигает ее на новый уровень.
Для эффективного управления организацией, необходимо умело управлять людьми в ней. Поэтому эффективный менеджер должен обладать навыками не только управленца, но и отчасти психолога, чтобы уметь правильно определять и оценивать психологические характеристики личности сотрудников и использовать их при построении рабочего процесса.
Таким образом, эффективному менеджеру необходимо научиться определять индивидуальные черты, стиль и подход к работе каждым из его подчиненных, а не рассматривать их как представителей однородной массы. Достигнуть этого можно путем изучения и анализа личных контактов, правильной и справедливой оценки результатов их труда, что позволит изучить влияние передачи полномочий на подчиненных, проводить соответствующую кадровую политику – подбор и перестановку кадров.
Овладев этим навыком, менеджер сможет объективно определять достижения и возможности каждого, оказывать помощь, давать совет, а, если потребуется, то и накладывать взыскания или поощрять за те или другие действия или проступки. Он сможет установить меру или степень реакции работника на те или другие воздействия, что поможет при передаче части полномочий, а следовательно, и возмещении определенных обязанностей добиваться конкретных результатов.
Таким образом, мы видим, что изучение психологических характеристик личности не только может помочь лучше разбираться в людях, которыми приходится управлять современным менеджерам, но и применять эти знания на практике. С помощью учета индивидуальных особенностей сотрудника, можно влиять на принятие им решений, устанавливать необходимую дистанцию в отношениях, контролировать уровень доверия сотрудников к руководителям и организации в целом. Внимание к личности сотрудника может помочь не только справиться с возникающими профессиональными проблемами, вовремя и максимально эффективно направить ситуацию в нужное русло, но и даст возможность сотруднику проявить себя, сделать вклад в развитие организации, принять участие в решении проблем организационного характера. Все это может способствовать формированию привязанности к организации, перевод интересов и целей организации в разряд личных интерес