• производство конструктивно и технологически однородных деталей (например, участки шлицевых валиков, пинолей, втулок, фланцев, шестерен и т.п.);
• производство конструктивно разнородных деталей, весь технологический процесс изготовления которых состоит, однако, из однородных операций и одинакового технологического маршрута (например, участок круглых деталей, участок плоских деталей и т.п.);
• производство всех деталей узла, подузла мелкой сборочной единицы или всего изделия (покомплектная система оперативного планирования, в которой за планово-учетную единицу принимается узловой комплект).
Проектирование производственной структуры предприятия
Предприятие как объект пространственной организации имеет иерархическое строение, допускает множество альтернативных вариантов компоновочных и планировочных решений, что усложняет размещение. Поэтому размещение подразделений на территории предприятия целесообразно выполнять поэтапно в следующей последовательности, обязательно обеспечивая согласование результатов в обратной последовательности:
• цехи и общезаводские службы на территории завода;
• участки цеховых служб на территории цеха;
• рабочие места и подразделения на территории участка.
В зависимости от характера выпускаемой продукции, масштаба производства и конфигурации земельного участка могут применяться различные планировочные схемы предприятия с различной пространственной организацией материальных потоков.
Схемы материальных потоков на предприятии:
а – тупиковая с маятниковым движением;
б – кольцевая с поточным движением по кольцу;
в-продольно-сквозная с прямоточным движением
Тупиковая схема материальных потоков предполагает совмещение входа и выхода материальных потоков в одной точке пространства с организацией маятникового (вперед-назад) движения транспорта. В этом случае возврат транспортных средств происходит по тем же путям, что и прибытие. При использования железнодорожного транспорта возможно одноколейное движение. Данная схема имеет преимущество, заключающееся в экономии на путевом развитии. Однако встречные перевозки делают эту схему целесообразной лишь на небольших предприятиях с ограниченным грузооборотом. Кольцевая схема материальных потоков. Имея, как и тупиковая схема, вход и выход материальных потоков в одной точке, данная схема свободна от встречных потоков. Вместе с тем она требует дополнительных затрат на создание более протяженных транспортных коммуникаций, что делает ее применение не всегда оправданным. Продольно-сквозная схема материальных потоков является наиболее рациональной из трех рассматриваемых схем организации транспортного обслуживания. При ней исключаются как нежелательные встречные перевозки, так и излишние затраты на путевое развитие. Вход и выход в данной схеме разведены в пространстве. Принятая производственная структура предприятия закрепляется в паспорте предприятия и отображается в его генеральном плане. Генеральный план предприятия – это проектируемое или фактическое размещение на плане земельного участка всех его производственных и инфраструктурных объектов, согласованное с особенностями рельефа местности и требованиями благоустройства территории. В паспорте и генеральном плане предприятия даются перечень и планировочная схема размещения всех основных и вспомогательных цехов, обслуживающих хозяйств предприятия, зданий, сооружений, установленного оборудования и списочного числа работающих (рабочих мест) с указанием занимаемых площадей и расстояний, подъездных путей и проездов, подземных и наземных инженерных коммуникаций и т.д. При разработке генерального плана особое внимание уделяется компактности застройки. При слишком больших расстояниях между цехами и участками удлиняются коммуникации, вследствие чего растут транспортные расходы, потери в электро- и теплосетях и т.п. В то же время слишком плотная застройка затрудняет работу транспорта, препятствует расширению цехов и хозяйств, увеличивает пожароопасность и опасность производственного травматизма. Показателем компактности завода является коэффициент застройки. Показатели, характеризующие производственную структуру предприятияВажные показатели, характеризующие производственную структуру предприятия это число цехов, участков, а внутри них рабочих мест, и других подразделений и их удельное значение в производстве. В качестве последнего показателя применяют в трудоемких производствах – удельный вес числа работников каждого подразделения в общей численности предприятия, а в фондоемких – удельный вес стоимости основных фондов в общей их сумме по предприятию.