На основе проведенных анализов (п. 2.2) можно определить стртегии развития предприятия на основе конкурентных преимуществ.
Таблица 4. Сильные стороны, приобретенные за счет конкурентных приемуществ
Конкурентное преимущество |
Сильные стороны |
Сокращение издержек за счет накопленного опыта. |
Высококвалифицированный персонал компании. |
Сокращение издержек за счет профессионализма персонала. |
Предоставление возможности обучения и развития персоналу. |
Снижение затрат на бизнес за счет совершенствования организации труда. |
Особое отношение к подбору персонала. |
Создание стабильного коллектива. |
Привлекательная заработная плата |
Технологические и инновационные способности выше среднего |
Заведение оборудовано с учётом технических инноваций в сфере общественного питания и бухгалтерского учета. |
Создание благоприятного имиджа и репутации у клиентов. |
Обслуживание клиентов на высоком уровне. |
Привлечение новых посетителей и удержание старых. |
Качественно и вкусно приготовленные блюда, кофе. |
Снижение расходов на доставку и хранение продукции, способ увеличения прибыли. |
Наличие возможностей создания собственной продукции. |
Способность расширять круг клиентов. |
Введение дополнительных услуг для клиентов. |
Стабильное положение компании в отрасли. |
Рентабельность компании. |
Рост числа постоянных посетителей |
Наличие дисконтных карт для постоянных гостей. |
Возможность удовлетворить вкусы гурманов. |
Смешанная кухня. |
Возможен безналичный расчет |
Установлен терминал для проведения безналичного расчёта по картам: Visa MasterCard и др. |
Отсутствует возможность хищения денежных средств и других материальных ценностей со стороны персонала. |
Возможность контролировать все процессы в компании со стороны руководства. |
Персонал работает как одно целое, что положительно сказывается на результатах работы |
Поддержание корпоративного духа компании. |
Таблица 5. Классификация конкурентных преимуществ
Конкурентное преимущество | |
Внутреннее |
Внешнее |
Сокращение издержек за счет накопленного опыта. |
Создание благоприятного имиджа и репутации у клиентов. |
Сокращение издержек за счет профессионализма персонала. |
Привлечение новых посетителей и удержание старых. |
Снижение затрат на бизнес за счет совершенствования организации труда. |
Возможность удовлетворить вкусы гурманов. |
Установлен терминал для проведения безналичного расчёта по картам: Visa MasterCard и др. |
Возможен безналичный расчет |
Создание стабильного коллектива. |
Появляется возможность создавать более качественную продукцию. |
Наличие дисконтных карт для постоянных гостей. |
Технологические и инновационные способности выше среднего |
Высококвалифицированный персонал компании. |
Обслуживание клиентов на высоком уровне. |
Влияние на внешнюю среду с помощью маркетинговой деятельности.
В условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится маркетинг. Рассмотрим виды рекламы, используемые предприятиями общественного питания.
В своей деятельности предприятия общественного питания используют:
- информативную рекламу, которая рассказывает потребителям о свойствах продукции и услуг, делая акцент на некоторых из них. Информирующая реклама преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Рекламное обращение содержит информацию о новинке или новых способах применения товара, информирует потребителей об изменениях цены, рассказывает о принципах действия товара и т. д.
- увещевательную рекламу, которая используется с целью создания избирательного спроса. Этот вид рекламы чаще всего применяется на стадии роста товара (стадия роста — стадия жизненного цикла товара, на котором его принимает все большее число потребителей, и объемы продаж этого товара растут). К увещевательной рекламе относится сравнительная реклама, которая противопоставляет товар предприятия товарам ресторанов-конкурентов и стремится утвердить преимущество своего товара. Этот вид рекламы выполняет следующие задачи: убеждает потребителей совершить покупку не откладывая, формирует и изменяет восприятие потребителями определенных свойств товара и т.д.
- побуждающую рекламу, которая воздействует на поведение, а не на отношение покупателя. Сообщение подталкивает к приобретению рекламируемого товара, его эффективность краткосрочна и измеряется уровнем продаж за определенный период.
- напоминающую рекламу, которая применяется на этапе зрелости товара, когда рост сбыта товара замедляется и достигается стабильный объем продаж. У потребителей уже сложилось мнение о данном кафе или ресторане. Цель напоминающей рекламы — напомнить потребителям о существовании заведения, поддержать их осведомленность о товаре на высоком уровне.
- подкрепляющую рекламу, которая уверяет потребителей в правильности сделанного выбора.
С точки зрения используемых средств в предприятиях общественного питания используют:
1. Акустическую (звуковую) peкламу. Это объявления по радио, радиорепортажи (репортажи о каких-либо ярмарках, выставках-продажах, концертах или других событиях могут содержать как прямую, так и косвенную рекламу), реклама на радиостанциях (радиоролики). Акустическая реклама воздействует только на слух.
2. Графическую рекламу. Информационные рекламные объявления в газетах, журналах, информационные листки, каталоги и т.д. воздействуют только на органы зрения и передают информацию с помощью текста, рисунков, других графических средств.