Недостатки
1. Наличие большого количества людей в группе оставляет мало времени для высказываний каждого в отдельности, не давая возможности получить полные ответы. Кроме того, один или два человека вообще могут доминировать на протяжении всей дискуссии.
2. Необходимость высказываться перед коллегами может вызвать чувство скованности.
3. Собрания, как правило, проводятся в специально отведенных для этого помещениях, поэтому у вас не будет возможности увидеть офисы других.
4. По сравнению с интервью это более сложная работа: вам приходится одновременно составлять записи и регулировать дискуссию.
Анкетирование. Под термином «анкета» обычно понимается любой документ, разработанный консультантом с целью получения информации от респондента.
Преимущества:
1. При необходимости может быть опрошено очень большое число людей.
2. Ответы достаточно легко могут быть проанализированы.
3. Занимает меньше времени у опрашиваемого или более легко сочетается с его работой, чем интервью.
4. Облегчает проведение статистического анализа.
5. При большом числе опрашиваемых анкетирование дает возможность применять специальные символы, позволяющие обрабатывать анкеты с помощью компьютера.
Недостатки:
1. Дает возможность получать ответы только на те вопросы, которые сформулированы в анкете. Поэтому необходимо быть уверенным, что это именно те вопросы, на которые вы хотите получить ответ.
2. Отсутствует возможность пояснить вопрос. Поэтому он должен быть ясным и четким.
3. У респондентов может возникнуть чувство некоторой сдержанности при необходимости откровенного изложения своего мнения на бумаге.
4. Анкетирование не дает представления о силе чувств, которые испытывает респондент в отношении вопроса, если только это не было предусмотрено в анкете.
5. Маловероятно получить 100% ответов, поскольку люди могут проигнорировать анкету или медлить с ее заполнением. Результатом может быть несбалансированная выборка.
Сбору и анализу данных нередко уделяют недостаточно внимания. Однако выбор тех данных и проблем, которые следует искать и изучать, а какими можно пренебречь, во многом предопределяет правильность и качество предлагаемых решений.
Остановимся на необходимости обработки всех данных, собранных в ходе диагностики.
Во-первых, консультант должен систематизировать данные. Основными критериями классификации, используемыми в консультировании, являются время, место, структура, факторы влияния.
• Классификация по времени отражает общие направления движения, случайные и периодические колебания.
• Классификация по месту помогает при изучении проблем в различных подразделениях компании.
• Классификация по структуре использует определенное число критериев (работники, материалы, товары и т.п.).
• Классификация по факторам влияния является подготовительным этапом к функциональному и причинному анализу.
Во-вторых, консультант должен анализировать взаимосвязи и причины. Он может проверить, существуют ли особые зависимости между различными факторами и событиями, и если существуют, то рассмотреть их характер. В этом случае связи могут быть представлены в количественной форме и определены в виде функции, а цель консультанта — обнаружить те из них, которые имеют систематический, а не случайный характер.
Другой способ выражения этих связей — коэффициенты эффективности, которые обычно используются для финансовой оценки организации.
В-третьих, консультант должен провести обобщение информации для того, чтобы окончательно сформулировать диагноз, т.е. определить существо и особенности проблем клиентской организации, систематизировав их в соответствии с задачами проекта.
Отчет о проведенных исследованиях подытоживает результаты диагностики и представляется клиенту для одобрения и получения возможности перейти к следующему этапу — этапу разработки решения.
После того как осуществлена диагностика, проект вступает в свою основную фазу, во время которой консультанты разрабатывают, оценивают и представляют клиенту возможные решения проблем. Цель — найти правильное, комплексное решение проблемы. Этот период включает работу по альтернативным решениям, их оценку, выработку плана осуществления изменений и предоставление клиенту предложений для принятия окончательного решения.
Консалтинг существует для того, чтобы решать проблемы, связанные с бизнесом. Один из бывших менеджеров компании McKinsey так определил это:
«Если вы работаете в McKinsey, то решение задач — это не одна из ваших обязанностей, которые входят в вашу работу, это и есть ваша работа. Другими словами, с чем бы вы ни сталкивались, вы всегда должны искать пути улучшения этого. Вы всегда должны задавать вопросы: "Почему что-то сделано так, а не иначе? Является ли это лучшей возможностью для решения проблемы?" Это должно стать вашей неотъемлемой частью. Вам необходимо быть профессиональным скептиком» Говоря о разработке решения, И. Расиел отмечает, что, когда команда консультантов впервые встречается, чтобы обсудить поставленную клиентом задачу, все знают, что решение будет:
• основано на фактах;
• строго структурировано;
• базироваться на выдвижении и анализе гипотез