2. Им посоветовали не обращать внимания на «разговоры» и предупредили об обычных шутках. Предлагалось воспринимать их с юмором и игнорировать.
3. Было сказано, что изучать новое следует сообща. Объяснили, что руководители слишком заняты, чтобы спрашивать нового работника, не нуждается ли он в помощи. Они будут рады помочь, но работник сам должен просить об этом, и при этом он вовсе не будет казаться тупым.
4. Им были представлены более «живые» данные о руководителе. Его описали с важными деталями: что он любит, какое у него хобби, требователен ли он, спокоен или нет и т.д.
Данная ориентация имела большие последствия. В экспериментальной группе оказалось на 50% меньше опозданий и прогулов, брак был сокращен на 80%, себестоимость снизилась на 15—30%, время обучения — на 50%, а стоимость обучения — примерно на 66%.
В табл. 1.2 описывается порядок проведения программ ориентации в средних и крупных фирмах США. На малых предприятиях программа ориентирования проводится менеджером-практиком, а иногда с включением работников профсоюза. Менеджеры по управлению персоналом также принимают в этом участие.
Прогрессивная идея была использована фирмой «Хыолетт-Паккард». Ориентирование здесь проводили работники фирмы, ушедшие на пенсию. Результат был прекрасным.
Таблица 1.2
Взаимодействие линейных менеджеров (ЛМ) и менеджеров по управлению персоналом (МУП) в процессе проведения ориентации работников
Функции |
ЛМ |
МУП |
Составление программы ориентации |
Выполняет эти функции с помощью МУП |
Ассистирует ЛМ |
Ознакомление новичков и фирмой и историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет эти функции | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет эти функции | |
Введение работника в рабочую группу |
То же | |
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
_”_ |
1.2 Программы профессиональной ориентации
Программы ориентации могут быть различными — от неформальных, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. При осуществлении формальных программ часто использоваться специальная аппаратура, слайды, фотографии и т.п.
Вопросы, затрагиваемые общей программой ориентации
1. Общее представление о компании: приветственная речь;
основы, рост, тенденции, цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; текущие специфические функции компании; продукция и ее потребители;
стадии доведения продукции (услуг) до потребителя; разнообразие видов деятельности;
■ структура и связи компании, направления ее деятельности; • данные о главном руководстве;
■ внутренние отношения, ожидания, деятельность.
2. Ключевая политика и обзор процедур.
3. Оплата труда:
■ нормы оплаты и ранжирование;
■ оплата выходных;
■ сверхурочные;
■ каким образом выплачиваются деньги;
■ удержания;
■ распродажи;
■ рост оплаты;
■ займы в банке;
■ возмещение затрат.
4. Дополнительные льготы:
■ виды страхования;
■ лечение у стоматологов;
■ пособия по временной нетрудоспособности;
■ стаж;
■ выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, в случае тяжелых утрат; пособия по материнству;
■ планы по увольнению на пенсию;
■ возможности обучения на работе;
■ наличие столовой, буфетов;
■ оздоровительные центры;
■ дополнительные услуги компании для своих служащих.
5. Охрана труда и техника безопасности:
■ заполнение карты данных на случай крайней необходимости (если это не было сделано в процессе найма);
■ здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
■ физкультурно-оздоровительные центры;
■ меры предосторожности;
■ предупреждение о возможных опасностях на производстве;
■ правила противопожарной безопасности и контроля;
■ правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
■ требования к физической подготовке;
■ запреты на употребление алкоголя и наркотиков.
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
■ сроки и условия найма;
■ назначения, перемещения, продвижения;
■ испытательный срок;
■ руководство работой;
■ информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
■ права и обязанности работника;
■ права менеджера и непосредственного руководителя;
■ отношения с непосредственным руководством и управленцами;
■ организации рабочих;
■ постановления профсоюзов и политика компании;
■ руководство и оценка исполнения работы;
■ дисциплина и взыскания;
■ оформление жалоб;
■ содержание и проверка регистрации персонала;
■ коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей;
■ санитария и гигиена;
■ проверка безопасности оборудования и обмундирования;
■ степень риска.
7. Служба быта:
■ служба питания, кафетерии;
■ специализированные места для приема пищи;
■ наличие служебных входов;
■ условия для парковки машин;
■ первая помощь;
■ комнаты отдыха.
8. Экономические факторы:
■ прибыли;
■ стоимость рабочей силы;
■ стоимость оборудования;
■ ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После общей ориентировки делается более специальная. Ниже перечисляются вопросы, которые могут быть использованы в специализированной программе.
Вопросы, затрагиваемые специализированной программой ориентации
1. Функции подразделения:
■ цели, приоритеты;
■ организация и структура;
■ практическая деятельность;
■ взаимоотношения с другими подразделениями;
■ взаимосвязь между различными родами деятельности внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
■ детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;