Расположение можно характеризовать следующим образом:
• оно невидимо, так как заключено в человеке, а на поверхности видны его последствия;
• проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту;
• является как бы точкой, находящейся на оси с полюсами «нравится» — «не нравится»;
• влияет на поведение человека — он ведет себя в соответствии с априорным положительным либо негативным отношениям к явлению, объекту, процессу или человеку.
В общем виде расположение можно определить, как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам, и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.
Расположение имеет три компонента:
1) взаимодействующая часть, т.е. та, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет;
2) знания об объекте, которыми располагает человек;
3) намерение по поводу того, как человек должен себя вести по отношению к объекту.
Эти три части формируют расположение человека к объекту, в котором они динамически связаны между собой.
Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызвал ли данный объект удовлетворение или нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта взаимодействия непосредственно с объектом (удовлетворенность — неудовлетворенность), так и соотнесением объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.
Связь между поведением и расположением неоднозначна. Если человек что-то не любит, не обязательно означает, что он этого полностью не примет. Тем не менее в большинстве случаев поведение человека находится под влиянием расположения. В связи с этим важной задачей управления является формирование и изменение, если это необходимо, расположения членов организации.
Важными для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе являются три типа расположения: удовлетворенность работой; увлеченность работой; приверженность организации. То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.
Удовлетворенность работой оказывает очень сильное влияние на чувства человека по отношению к работе, поэтому ее можно отнести скорее к взаимодействующей компоненте расположения. Выделяются восемь характеристик работы, от которых достаточно устойчиво зависит степень удовлетворенности ею:
• характер и содержание работы;
• объем выполняемой работы;
• состояние рабочего места и его окружение (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.);
• сослуживцы;
• руководство (начальство, стиль руководства, участие в управлении);
• оплата труда (все формы компенсации);
• возможности продвижения;
• распорядок, правила поведения.
Данные характеристики применительно к каждой работе могут быть конкретизированы либо дополнены. Практика показывает, что их приоритетность также может существенно различаться как у отдельных членов внутри организации, так и между различными организациями. И наконец, в связи со стабильной удовлетворенностью отдельными характеристиками работы влияние могут оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Поэтому для успешного управления и создания положительного расположения в отношении организации необходимо регулярно проводить исследования с целью выяснения степени удовлетворенности работниками своей работой.
Увлеченность работой является одним из сильнейших расположений, определяющих то, как человек подходит к своей работе, к участию в процессе совместной трудовой деятельности. Различается два типа увлеченности: любовь работать вообще, практически без учета того, чем конкретно занимается человек; любовь к той конкретной работе, которую человек выполняет в организации. Оба эти типа не обязательно сопутствуют друг другу, хотя между ними и наблюдается большая взаимозависимость.
Для увлеченности работой характерно наличие трех аспектов:
1) насколько работа занимает существенное, центральное место в жизни человека (важность работы);
2) насколько сама работа привлекает человека (рабочая сила);
3) насколько человек идентифицирует свои качества с выполняемой им работой (рабочая атрибутивность).
Анализ отношения работников по этим трем аспектам позволяет определить степень увлеченности человека своей работой. При этом необходимо принимать во внимание, что каждый них является относительно самостоятельным и в зависимости от личностный особенностей человека может в разной степени влиять на его увлеченность работой.
Приверженность организации является расположением существенно более широким, чем увлеченность работой или же удовлетворенность его. В современных условиях, когда все больше и больше организаций пытаются смотреть на человека не как на работника, выполняющего конкретную работу, а как на члена организации, стремящегося совместно с остальными привести ее к достижению намеченных целей, значимость данного расположения становится исключительно высокой.
Складывается приверженность организации из следующих составляющих:
1) член организации разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;
2) член организации стремится оставаться в организации даже тогда, когда это может быть для него невыгодно;
3) член организации готов не только стараться для организации, но даже принести в жертву общим интересам свои личные.
Приверженность организации — личная особенность каждого конкретного человека. Однако это не значит, что менеджмент не может развивать или усиливать этого расположения. Существует ряд приемов, способствующих этому. Многие фирмы и предприятия с современными системами управления персоналом в очень большой степени базируются на том, что развивают у работников сильную приверженность организации и добиваются благодаря этому очень больших успехов.
Ценности. Как и расположение, они оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Однако между ценностями и расположением есть огромная разница. Если последнее определяет отношение человека к объекту по принципу «нравится — не нравится», влюблю — не люблю» и всегда относится к какому-то определенному объекту, то ценности задают предпочтение человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться большими группами людей. Поэтому, если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей (например, ценности среднего класса), а каждый отдельный человек принимает какой-то набор ценностей, который он может менять, но которому он следует в каждый конкретный момент времени: