В конце бизнес-плана приводится фактографическая информация, а именно: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.
Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.
При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Обратим внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды.
Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее. Рекомендуется, кроме того, привести цитаты солидных авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильной цифровой информации.
Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть опущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.
Следовательно, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятных неспециалисту в данной области. Необходимо отметить, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Таким образом, бизнес-план служит основой организации производства продукции, обоснованием перестройки структуры управления, обеспечивая организацию выбранных направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического обеспечения предприятия, социальной и юридической защиты. Он является средством адаптации к внешним условиям деятельности и позволяет управлять экономическими ситуациями.
В бизнес-плане фирмы опущен раздел "Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы", где на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов должны быть описаны оптимальные рамки проекта. Должны быть определены соответствующие технологии, технологические процессы, которые собирается использовать фирма.
Также необходимо было подготовить оптимальную программу и график реализации проекта, показать, когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них - это необходимо для оценки операций по инвестированию.
В разделе «Финансовый план» не был указан пункт «Риск и намечаемые меры по его снижению», в котором необходимо было бы указать факторы риска и вероятность их возникновения, так как данный пункт очень принципиален для инвесторов.
При этом следовало бы указать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов, и насколько его можно рассматривать в качестве надежного капитала.
В бизнес-плане ООО «АВС» не было раздела под названием "Реализация проекта". Это раздел мог отразить стадии осуществления проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, выполнения услуг, включая такие этапы, как заключение контрактов, разработка документации проекта, строительство объектов и пуск производства, что помогло бы учредителям фирмы детальнее представить свой проект и выявить возможные его отклонения и недоработки.
Положительные черты бизнес-плана фирмы «АВС»:
В разделе "История фирмы" указана цель бизнес-плана, вид продукции и ее номенклатура, мощность действующей фирмы и место ее размещения, ориентация проекта, основные мероприятия по разработке проекта.
Раздел "Наши продукты и рынки сбыта" содержит информацию о том, каким видом деятельности планирует заниматься фирма. Здесь представлен сравнительный анализ продукции конкурентов, показывается, какие преимущества получают производитель и потребитель предлагаемого вида деятельности, отражаются основные показатели качества продукции и организация ее сервисного обслуживания, цена продукции и затраты на производство, примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара. Также был изучен автомобильный рынок Республики Беларусь, и была высчитана доля рынка, которую может занимать фирма «АВС».
В разделе "Основные принципы маркетинговой стратегии предприятия" была описана наступательная маркетинговая стратегия. Было проведено исследование рынка и определен нижний порог цен на различные марки автомобилей и виды услуг. По произведенным расчетам, фирма "ABC" сможет работать, получать прибыль и обеспечивать требуемый уровень качества, если установит цены не выше ориентира, за счет достаточно больших объемов производства, оперативной организации поставок и прямых контактов с поставщиками.