Разработка сводного финансового плана.
2. Управленческий учет.
а) Приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета.
б) Разработка методики оперативного учета затрат.
с) Разработка и внедрение системы управленческого учета по продуктам, бизнесам, направлениям деятельности.
3. Организация работы подразделений.
а) Приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия.
б) Разработка положений об организационной структуре и структурных подразделениях.
в) Разработка должностных инструкций.
г) Разработка системы показателей работы компании - подразделения - сотрудника.
д) Внедрение системы контроля и мотивации персонала.
Система внутреннего документооборота и отчетности.
Положение о стимулировании.
4. Разработка системы анализа показателей эффективности работы по подразделениям и по направлениям.
а) Финансовые (экономическая эффективность, финансовая устойчивость, платежеспособность, уровень безубыточности, др.)
б) Работы с клиентами (качество продукта и удовлетворенность покупателя, доля рынка, динамика объемов реализации, цен, текучесть клиентской базы и пр).
в) Уровня технологии и отражения производственного процесса.
г) Состояния внешней среды ведения бизнеса.
д) Качества персонала.
е) Динамики и тенденции изменения показателей.
ж) Отклонения от плановых показателей и анализ причин отклонений.
5. Организация работы финансово-экономической и контрольно-аналитической служб. Создание контрольно-аналитического подразделения обеспечивающего решение вопросов развития, текущего контроля и предоставления руководству наиболее объективной информации.
6. Автоматизация процессов управления.
а) Планирование доходов и расходов, движения денежных средств.
б) Планирование предстоящих налоговых платежей.
в) Оперативное формирование сводок о текущем состоянии показателей деятельности предприятия.
г) Анализ финансовых показателей за период и план/фактных отклонений.
д) Внутренний документооборот и отчетность.
е) Комплексные и модульные автоматизированные системы управления предприятием, разработанные на платформе "1С: Предприятие 7.7" и полностью интегрированные с системой бухгалтерского учета.
Для решения поставленных задач применяется различные методы, основные методы приведены в [приложении 2.]
Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:
области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент [см. приложение 3] ;
периоду действия - оперативный или стратегический;
Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.
Здесь условно можно выделить четыре этапа: целеполагание; внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности; внедрение процедур планирования; внедрение процедур и механизмов контроля.
1. Целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения контроллинга на предприятии. Представлен возможный перечень целей.
Увеличение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, R3 и т.д.). Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики.
Сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений.
Повышение качества принимаемых решений.
Сокращение товарно-материальных запасов на предприятии.
Выработка обоснованных критериев оценки эффективности подразделений и специалистов.
Снижение уровня трансакционных издержек.
Достоверное определение себестоимости каждого отдельного продукта.
Выделение любых видов затрат по предприятию.
Упрощение взаимодействия подразделений предприятия.
В зависимости от целей выбирается набор инструментов, которые будут внедряться, и определяются сроки внедрения.
2. Внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности. На данной стадии решаются следующие задачи:
своевременного получения руководством текущей информации о деятельности предприятия (в удобном формате);
улучшения взаимодействия между подразделениями;
сокращения времени принятия управленческих решений ввиду уменьшения неопределенности;
улучшения мотивации сотрудников;
увеличения выработки;
снижения трудоемкости операций;
уменьшения величины запасов и потребности в ресурсах;
оптимизации использования производственных мощностей;
оптимизации потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов предприятия.
С этой целью составляется структурная схема предприятия, на которой указываются входящие и выходящие из подразделений информационные потоки, а также базы данных, существующие внутри подразделений. Далее задаются основные требования к системе управленческой отчетности. В частности устанавливаются:
пользователи различной информации;
периодичность и формат входящих информационных потоков подразделений. Должен выполняться принцип уменьшения количества предоставляемой информации с движением вверх по иерархической лестнице;
периодичность и формат выходящих информационных потоков.
Составляются необходимые учетные формы для использования внутри подразделений. Они должны соответствовать следующим установкам:
изменение регистров учета должно быть вызвано происшедшими событиями;
все существенные изменения, произошедшие на предприятии, должны быть отражены;
все изменения должны быть отражены в тот момент, когда они произошли.
3. Внедрение процедур планирования. На данной стадии вырабатывается формат планов и заданий для различных подразделений с привлечением всех уровней руководства. Кроме того, определяются методики составления планов. Планирование должно охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.
Возможная структура системы планов предприятия:
1. Целевые планы:
материально-вещественные цели - производимые товары и услуги;
стоимостные цели - финансовый результат, требования по ликвидности, левериджу, обороту и т.п.;
социальные цели - по отношению к инвесторам, партнерам, персоналу, общественности.
2. Стратегические планы:
стратегические планы полей бизнеса и функциональные и региональные стратегии;
план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия;
план совершенствования структуры управления.
3. Оперативные планы: