Итак, новая специализация "Контроллинг на предприятии" становится очень популярной среди абитуриентов. Эта популярность тесно связана с отсутствием специалистов по контроллингу в России, а также увеличивающимся спросом на выпускников с этой специализацией со стороны частных компаний и государственных организаций.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное данной работы можно сделает следующие выводы:
1. В настоящее время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта. Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.
Данная концепция основана на следующих положениях:
предприятие является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны;
его деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей;
контроллинг выступает интегрирующей и координирующей подсистемой контура управления; он обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.
2. В основе контроллинга лежит система direct-costing, сущность которой заключается в делении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и предусматривает учет затрат по усеченной себестоимости. Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
3. Задачи контроллинга:
планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращение целей предприятия в планы;
управленческий учет (на наш взгляд, ключевой элемент подсистемы контроллинга) - отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в отличие от учета бухгалтерского или налогового;
организация потоков информации внутри предприятия;
мониторинг процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;
контроль - оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым.
4. Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы.
5. Следует тщательнейшим образом взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования. Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто дает отрицательный эффект из-за снижения мотивации.
6. При внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут внедряться, и сопоставлять сложность внедрения, необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели предприятия действительности. Разработанная пошаговая методика внедрения контроллинга позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов.
6. В системе контроллинга обосабливаются три группы затрат:
а) Прямые производственные затраты (зависят от объема деятельности и пропорциональны ему);
б) Затраты на организацию группы 1, которые нельзя отнести к конкретным видам продукции, но можно учитывать по группам изделий, сферам ответственности или функциональным областям деятельности;
в) Затраты на подготовку и организацию группы 2, которые являются условно-постоянными, не распределяемыми ни по видам продукции ни по видам деятельности.
Контроллинг - это система управления процессами достижения целей и результатов деятельности предприятия. Понятие "контроллинг" шире понятия "управленческий учет" поскольку включает в себя не только учетные функции, но и функции планирования и управления процессами достижения целей на предприятии.
Приложение
Приложение 1
Определения контроллинга.
Автор |
Определение |
Основная функция |
П. Хорват |
Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента |
Координация |
Х. - Ю. Кюппер |
Координация системы управления на предприятии |
Координация |
Й. Вебер |
Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решения им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) |
Координация |
Д. Хан |
Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия |
Информационное обеспечение |
М. Лукашевич, Тихоненкова |
Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли |
Информационное обеспечение |
С. Рубцов |
Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа |
База для всех функций управления |
Приложение 2
Методы решения задач контроллинга.
Название метода |
Характеристика метода |
JOCAS (job order cost accounting system) |
позаказный метод распределения затрат |
PCAS (process cost accounting system) |
процессный метод распределения затрат |
CVP (Cost Value Profit) |
издержки, доход, прибыль - анализ |
VC (variable costing) |
метод учета переменных затрат |
AC (absorption costing) |
метод учета полных затрат |
IRP |
system |
EAD (Expense-Activity Dependence) |
матрица |
PCD (Product-Capital Dependence) |
матрица |
ABC (Activity Based Costing) |
функционально-стоимостной анализ, метод определения стоимости |
ABM (Activity Based Management) |
метод функционально стоимостного управления |
ABB (Activity Based Budgeting) |
функционально-соимостное бюджетирование (прцессно-ориентированоое бюджетирование) |
CK (cost-killing) |
метод управления затратами с целью минимизации |
BSC (Balanced Scorecard) |
система сбалансированных показателей |
VBM (Value-Based Management) |
управление нацеленное на создание стоимости |
MVA (Market Value Added) |
критерий создания стоимости, рассматривающий в качестве последней рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании |
EVA (Economic Value Added) |
добавленная экономическая стоимость, показатель оценки процесса создания стоимости компании |
SVA (Shareholder Value Added) |
приращение между двумя показателями - стоимостью акционерного после некоторой операции и стоимостью того же капитала до этой операции |
CFROI (Cash Flow Return on Investment) |
скорректированные денежные притоки (cash in) в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в текущих ценах |
CVA (Cash Value Added) |
часто данный показатель также называют Residual Cash Flow (RCF) - критерий создания стоимости |
OLAP |
analysis |
Betta-testing |
бетта - тестирование |
IDEF (IDEF=ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) DEFinition) |
графический язык, построение графических моделей бизнес-процессов |
eEPC |
графическое моделирование |
BPI (Business Process Improvement), (Kaizen) |
концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования |
BPM (Business Process Management) |
управление бизнес-процессами |
MAP (Method for Analyzing Processes) |
метод анализа процессов |
IDEA (In-Department Evaluation of Activity) |
внутрифирменная оценка деятельности |
PPA (Process Perception Analysis) |
анализ восприятия процессов |
PQM (Process Quality Management) |
управление качеством процессов |
NPV (Net Present Value) |
чистая приведенная стоимость |
"Standard-costing" |
стандарт - костинг |
"Direct - costing" |
директ - костинг |
"Target - costing" |
таргет - костинг |
RBP (Reengineering Business Process) |
реинжинеринг бизнес-процессов |
MRP (Material Requirements Planning) |
автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства (минимизация издержек, связанных со складскими запасами); используется для описания компонента "производство" |
MRP II (Manufacturing Resource Planning) |
автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия: сырье, материалы, оборудование, его производительность, трудозатраты (контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю); используется для описания компонентов "производство", "логистика" |
ERP (Enterprise Resource Planning) |
автоматизирование и оптимизация внутренних бизнес-процессов (т. н. back-office), планирование как материальных, так и финансовых ресурсов в масштабе предприятия, в частности: приём заказов, планирование производства, поставки, само производство, доставка и администрирование; используется для описания компонентов "производство", "логистика", "финансы" |
Технология orgware |
построение иерархии управления компанией - перечень организационных звеньев, описание функций и их распределение по звеньям; используется для описания компонента "структура" |
Технология workflow |
моделирование структуры бизнес-процессов, основанное на идее конвейера; используется для описания компонента "логистика" (кто, кому, в какие сроки поставил) на ряду с количественными характеристиками |
Структуризатор |
сбор, обработка и анализ больших массивов разноплановой информации в соответствии со стратегией предприятия (данные, сроки, регионы с привязкой к конкретным продуктам); используется для описания компонента "маркетинг" |
Бенчмаркинг (Benchmarking) |
система учета информации о конкурентах |
Маркетинг отношений (CRM - Customer Relations Management) |
система учета и управления взаимоотношениями с потребителями |
Управление цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management) |
система учета и управления взаимоотношениями с поставщиками |
CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning) |
планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка. Процесс управления предприятием включает маркетинг отношений (CRM), что дает возможность интегрировать взаимоотношения "потребитель-предприятие" во внутренние бизнес-процессы предприятия. Планирование деятельности предприятия начинается не с анализа возможностей предприятия производить товары или услуги, а с изучения потребностей рынка в них. Иными словами, этапы производственной деятельности (проектирование будущего изделия, гарантийное и сервисное обслуживание) должны планироваться с учетом специфических требований заказчика. |
ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing |
управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия (совмещает ERP, CRM, SCM) |
PQC - poor-quality cost |
"затраты на неудовлетворительное качество" |