Введение
Необходимым требованием экономического развития страны является коренная организационно-хозяйственная реформа всех звеньев народнохозяйственного комплекса. В кратчайшие сроки необходимо завершить преобразование производственных отношений с выводом их на качественно новый, более высокий уровень эффективности.
Решение этой задачи наиболее важно на уровне предприятий (организаций, фирм) – основных экономических ячеек хозяйственного механизма. Поэтому суть реформы состоит в переходе к экономике аналитической, а главное средство – методы практической экономизации. Именно методы являются решающим элементом в разрешении основных вопросов: что? кто? как? должен делать.
Современные методы практической экономизации образуют основное содержание новой инженерно-строительной дисциплины – функционально-стоимостной анализ (ФСА), о которой ее основатель Лоуренц Д. Майлз сказал, что это система способов экономии затрат до, во время и после их осуществления.
Получение существенной экономии ресурсов и качественно новых решений при совершенствовании организации и управления с помощью ФСА становится обычным, обязательным результатом деятельности трудовых коллективов и их руководителей. Успех ФСА как метода повышения эффективности народного хозяйства зависит от многих факторов, которые укрупненно можно представить своеобразной триадой: теория, техника и технология применения, организация и управление работами по ФСА. Только комплексное решение этих трех видов взаимосвязанных задач может обеспечить более полное раскрытие его возможностей.
С функциональных позиций нас всегда интересует не объект как таковой, а прежде всего функции, которые он выполняет. Тем более что наряду с полезными функциями, объект выполняет непредусмотренные бесполезные и даже вредные функции. А это значит, что в объекте (на предприятии, в изделии, технологическом процессе) существуют носители этих ненужных функций, т. е. существуют структуры, на создание и деятельность которых затрачиваются излишние затраты.
Функционально–стоимостной анализ - система воззрений, методов и процедур, обеспечивающих безусловное снижение затрат на выполнение объектом (системой) требуемых функций, при обязательном повышении, сохранении на исходном уровне, потребительских свойств этого объекта.
Основная цель ФСА - предупреждение возникновения излишних затрат при проектировании объекта, сокращение (исключение) неоправданных затрат и потерь в производстве с обязательным сохранением или улучшением потребительских свойств этого объекта.
Почему, все-таки, ФСА - это система воззрений? Потому, что с позиции ФСА, все вокруг – это стоимость; все предметы и действия – это формы существования затрат. Усовершенствование объектов необходимо потому, что при их создании человек вносит в них не только свое правильное понимание сущности систем как носителей функций, но свое диалектически обусловленное неправильное понимание (непонимание). А отсюда, практически в любом объекте, имеются затраты необходимые и излишние.
ФСА позволяет выполнить следующие виды работ:
· определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес - процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
· проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
· определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
· сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
· анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.
Потребитель с позиции ФСА – не только субъективное желание кого-то иметь что-то; это прежде всего объективное состояние проблемы (задачи), которая стоит на пути решения, и хочет быть устраненной, т. е. нуждается в соответствующем удовлетворяющем действии (функции).
Основные воззрения:
- В любом объекте есть излишние затраты;
- Стоимость функций всегда меньше, чем мы можем себе представить;
- Часть может быть равна или больше целого (только с системных позиций);
- Идеальный объект – объект, которого нет, но функции его выполняются;
Целью данного отчета является показать возможности проведения ФСА при рассмотрении конкретного объекта.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) электрооборудования устройства для передачи слябов (УПС) проводится с целью поиска резервов снижения себестоимости его изготовления для получения конкурентоспособной цены
Задачами ФСА являются:
‑ определение функций составных частей электрооборудования, их систематизация и оценка их весомости;
‑ поиск конструктивной и технологической избыточности, допущенной в объекте, являющейся причиной излишних затрат;
‑ определение конструктивных элементов ‑ носителей излишних затрат;
‑ выработка рекомендаций и предложений по разработке оптимального варианта электрооборудования, позволяющего снизить себестоимость изготовления без потери качества, надежности и долговечности.
Состав исследовательской рабочей группы (ИРГ)
Для проведения работ по ФСА электрооборудования УПС была создана ИРГ в следующем составе:
1. Бондаренко Ю.И., ведущий конструктор;
2. Чумаченко В.В., ведущий конструктор;
3. Харченко Г.Н., ведущий конструктор;
4. Охрименко А.Н., инженер-конструктор II категории;
5. Меняйло О.Ю., инженер-конструктор II категории;
6. Мельник Т.И., инженер-конструктор II категории.
Устройство для передачи слябов УПС (Приложение 1) предназначено для приема слябов с рольгангов устройства непрерывной разливки стали (УНРС) и транспортирования их в зону складирования (копильники). Устройство должно в течение 150сек. обеспечить захват сляба на одном из ручьев УНРС, транспортировать его в зону складирования и возвратиться в исходное положение. За такой же период времени слябы передаются УПС из копильника на рольганги УНРС для загрузки их на рольганг-тележку.Управление УПС осуществляется из пультов управления расположенных на выдаче УНРС.
Устройство для передачи слябов может применяться для работы в комплексе с современными высокопроизводительными УНРС.
УПС состоит из перемещающегося в рабочей зоне УНРС моста с клещевым захватом, электрооборудования моста и электрооборудования, стационарно расположенного в цехе (Приложение 2).
Техническая характеристика
1 Температура транспортируемых слябов, °С |
800 … 1000 |
2 Размеры слябов, мм |
250´1850´4500…11000 |
3 Максимальный вес сляба, т |
38 |
4 Время транспортировки сляба от ручья до места складирования и возврат к другому ручью (в этот промежуток времени входит время пуска, загрузки, разгона, торможения и фиксированной остановки, а также время скоростного перемещения УПС), с |
150 |
5 Максимальное перемещение УПС в одну сторону (от оси дальнего ручья до дальней оси опор под слябы), м |
26,8 |