Если организации необходимо привлечь значительные средства, то можно разбить требуемую сумму на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам. В случае кредитования организации будет сложно получить несколько займов от разных банков под один и тот же проект.
В качестве ценной бумаги вексель может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит.
Простота оформления выпуска. Так как вексель не является эмиссионной ценной бумагой, то его выпуск не нужно регистрировать.
Удачное размещение собственных векселей формирует у организации положительную кредитную историю, о которой будет знать большое число потенциальных инвесторов. Поэтому организация сможет разместить последующие выпуски векселей на гораздо более выгодных условиях: по более низким процентным ставкам и на более длительные периоды времени.
Инвестору проще вернуть денежные средства в случае отказа должника платить по векселю. Если вексель не погашен в срок, инвестор заверяет его у нотариуса, что вексель не оплачен. Затем векселедатель обращается в суд общей юрисдикции за судебным приказом, который выдается без судебного разбирательства и является исполнительным документом, на основании которого можно обращать взыскание на имущество должника.
В случае выпуска векселей организация должна стать полностью открытой и прозрачной для любых покупателей соответствующих бумаг.
Бумажная форма. Организации - владельцы векселей вынуждены нести расходы по их хранению и транспортировке (для погашения векселя необходимо доставить его векселедателю).
Вексель традиционно используется для финансирования оборотного капитала и выпускается обычно на срок до шести месяцев. Как правило, выпускать векселя на более длительный срок могут позволить себе только крупные компании, имеющие публичную кредитную историю.
Поскольку векселя распространяются среди широкого круга инвесторов, организации, помимо процентных выплат, несут дополнительные расходы на привлечение финансового консультанта, который поможет правильно оценить возможности векселедателя, разместить выпущенные векселя. Вознаграждение финансового консультанта составляет 0,2 - 0,3% от объема выпуска векселей.
В настоящее время средняя доходность по векселям крупнейших векселедателей составляет около 12% годовых, поэтому средние предприятия выпускают векселя под 16 - 17% годовых. Затраты по вексельному займу меньше процентов по кредиту. Однако при первом выходе на вексельный рынок организациям следует ориентироваться на такие же проценты, как и по кредиту. При этом выпуск векселей все равно более удобен, так как в отличие от кредита является беззалоговым финансированием.
Вывод. Выпуск векселей позволяет сформировать публичную кредитную историю организации и может быть использован как подготовительный этап перед началом работы на фондовом рынке.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право за её держателем на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимостью и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Формирование кредитной истории и кредитного рейтинга, что способствует повышению имиджа компании со стороны будущих инвесторов и позволяет привлекать в будущем финансирование на более выгодных условиях.
Облигация может использоваться для привлечения долгосрочного финансирования: обычно она выпускается на два-три года, что позволяет финансировать проекты с достаточно длительным периодом окупаемости.
При выпуске облигаций организация получает ряд дополнительных услуг от банка, например бридж-финансирование (получение определенного объема средств еще до размещения облигаций) и предофертное финансирование (получение кредита для исполнения обязательств по оферте). Это позволяет нивелировать такой недостаток облигаций, как длительный срок подготовки выпуска займа.
Выпуск облигаций, как правило, оформляется одним глобальным сертификатом, который хранится в депозитарии.
Облигация может обращаться на бирже, поэтому владелец в любой момент может продать ее или купить новые облигации.
Возможность привлечения средств без залога.
Отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств.
Привлечение широкого круга инвесторов и снижение зависимости от одного кредитора.
Недостатки облигации.
Относительно длительный процесс подготовки выпуска облигаций (до трёх месяцев).
Необходимость раскрытия информации о деятельности предприятия.
Облигации являются довольно дорогим способом финансирования. При выпуске облигаций затраты организации состоят из двух частей: затрат по обслуживанию эмиссии облигаций и затрат на ее организацию. Первая часть затрат определяется рыночными условиями. Вторая часть расходов состоит из налога на эмиссию в размере 0,8% от объема выпуска, комиссии депозитарию, который выступит держателем глобального сертификата облигаций (0,035%), комиссии бирже за размещение облигаций среди инвесторов (0,02%), вознаграждения андеррайтеру за организацию и размещение выпуска облигаций (около 1% от объема выпуска). Годовая стоимость облигационного займа (i) рассчитывается следующим образом: i = YTM + 2%: N,
где YTM - доходность облигаций к погашению; 2% - постоянные издержки, связанные с выпуском облигаций; N - срок обращения облигаций в годах.
Снижение показателей финансовой устойчивости предприятия.
Риск потери денежных средств, затраченных на подготовку выпуска облигаций, в случае неудачного размещения облигаций.
Вывод. Облигации могут быть подходящим финансовым инструментом для финансирования инвестиционных проектов и подготовки к выходу на рынок акций.
Акция - ценная бумага, дающая право её владельцу на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. В отличие от кредита, выпуска векселей и облигаций акционерный капитал является инструментом не долгового, а долевого финансирования.
Поскольку эмиссия акций - не долговой источник финансирования, то капитал, полученный посредством выпуска акций, не надо возвращать.
Что касается налогообложения прибыли, то у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи).
Выпуск акций является самой дорогой и самой сложной формой привлечения инвестиций и характеризуется длительным процессом подготовки. Процесс подготовки документов очень сложен и занимает продолжительное время. На этой стадии затраты организации аналогичны затратам при выпуске облигаций.
После выпуска акций организация несет затраты на поддержание капитализации и проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование и утверждение положительного имиджа организации в инвестиционном сообществе.