Первым, кто стал изучать предпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.
Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.
Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.
С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.
Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип»[6].
По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.
Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Исследования предпринимательства в современной России опираются на основные достижения мировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.
Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствие единой трактовки базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы предпринимательства.
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников[7].
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.
Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Виды, функции и формы предпринимательства
Виды Предпринимательства |
Основные функции |
Организационные формы |
Промышленное |
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг |
Производственно- коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании |
Торговое |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи |
Банковское |
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании |
Аграрное |
Производство Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт |
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства |
Консультативное (консалтинг) |
Консультативные услуги |
Консультативные организации, фирмы, компании |
Силовое |
Защитные функции |
Вневедомственные охранные фирмы и т.п. |