Исследования в области научной теории управления возобновились, как известно, на рубеже 60 -70-х годов. Был опубликован ряд трудов, в которых получили новую трактовку общие принципы управления социальными процессами. Одним из первых по этой проблематике вышли работы академика В. Н. Иванова, посвященные дальнейшей разработке принципов и методов научного управления были приняты и поддержаны многими авторами выходивших в дальнейшем публикаций монографического и учебного характера. Эти принципы наполнялись конкретным содержанием в соответствии с условиями управленческой деятельности, в которых они применялись. Были плодотворные попытки дополнить число принципов, изменить формулировки некоторых из них.
На сегодня наиболее употребительными и доступными для понимания являются следующие общие принципы управления социальными процессами.
Принцип объективности. Социальные процессы, подчиненные действию объективных законов и тенденций, на их основе проистекает вся деятельность людей. Чтобы результативно управлять, необходимо глубоко знать эти законы и тенденции, в каком направлении они действуют, и строить управленческую деятельность в соответствии с вектором их действия. В этом и заключается суть принципа объективности. Если же законы субъектом управления не познаны или требования игнорируются, то они действуют вопреки желаниям людей, что приводит к негативным последствиям.
Объективный характер законов общественного развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми. Они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали люди их или нет. Это объективные связи самой системы общественных отношений, объективная логика общественного развития. Вместе с тем люди не бессильны перед действием объективных законов. Во-первых, они могут изменить условия, в которых действует тот или иной закон и тем самым видоизменить формы и в какой-то степени результат его действия, поставить его действие себе на службу. Во-вторых, познав закон, направление его действия, люди определяет принципы своей деятельности, правила поведения, способствующие объективному развитию социальных процессов.
При этом надо иметь в виду, что познание законов общественного развития зависит не только от мыслительных способностей людей, но и от степени зрелости общественных отношений. Их «недоразвитость» порождает незрелые общественные теории, недостаточную глубину проникновения в сущность объективного хода истории. Современный уровень развития общественных отношений позволяет глубоко познать действие объективных социальных законов и управлять обществом в целом и его сферами, в том числе сферой производственной, на основе этого познания, с учетом действия законов.
Принцип конкретности. Он требует от субъекта управления не только общего знания объективных законов, но глубокого изучения конкретного проявления их в определенном процессе. Внешние факторы нередко модифицируют действие того или иного закона, вызывают изменение его направленности; это необходимо учитывать в практике использования данного закона, а управление строить в соответствии с его конкретным проявлением. Для того чтобы управлять конкретно, необходима достоверная информация о внутреннем состоянии управляемого объекта, о внешних условиях его функционирования.
Конкретность социального управления в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение. Подготовленные в специальных заведениях управленческие кадры обладают глубокими знаниями в области теории управления, действия системы общественных закономерностей. Но сталкиваясь на практике с конкретным проявлением законов и закономерностей в различных отраслях производства, руководители предприятий и регионов подчас не могут разглядеть за общей теорией реальное положение вещей на подведомственных объектах, затрудняются организовать рациональное управление ими.
Так, например, закон стоимости, согласно которому стоимость товаров определяется затратами общественного труда (и в соответствии с этим происходит товарообмен), как объективный закон товарных отношений проявляется по-разному в различных конкретных экономических условиях. При ценообразовании, при взимании налогов необходимо учитывать влияние на величину прибыли предприятия особых условий, независящих от деятельности трудового коллектива. В сельском хозяйстве – это уровень плодородия земли, удаленность от центров сбыта продукции; в добывающей промышленности – местонахождение полезных ископаемых, глубина их залегания, мощности пластов, природно-климатические условия проживания работников. Поэтому при единичных оптовых ценах на сырье геологические факторы являются основой получения доходов, имеющих рентное происхождение.
Принцип эффективности. В нем заключается главная цель управленческой деятельности – обеспечить решение поставленной задачи в возможно короткий срок при наименьших затратах трудовых и материальных ресурсов. Главное в принципе эффективности – режим экономии, но не только материальных средств, а и времени, физических и умственных сил человека. Руководствоваться требованиями этого принципа должен субъект в любой сфере социальной жизни – в государственном и культурном строительстве, в воспитании и обучении, в научной и учебной работе.
Эффективность управления как результат деятельности управляющей структуры – явление многомерное. Она может определяться по различным критериям применительно к конкретному объекту управления и условиям, в которых он функционирует. Одни критерии будут при управлении обществом в целом или какой-либо иной широкомасштабной социальной системой и другие – при управлении предприятием, производственным коллективом. Но для любого управленческого цикла главным критериями эффективности управления являются три критерия:
1. Сопоставление достигнутых результатов с целями, которые ставились в управленческом решении. Степень достижения этих целей, полнота выполнения поставленных задач выражают результативность деятельности субъекта управления.
2. Мера влияния выполненных задач объектом управления на социальное положение непосредственных исполнителей, основной массы работников предприятия. Эффективным надо считать, видимо, такую управленческую деятельность, в результате которой люди хотя бы немного стали жить лучше, прежде всего в материальном отношении.
3. Размер цены, которой «оплачено» достижение управленческой цели: то ли это осуществлено за счет лучшей организации производственного процесса, внедрения новой технологии, то ли путем интенсификации труда, сверхурочной работы, отражающихся на здоровье людей. Положительное содержание этих критериев определяет степень эффективности управленческой деятельности.
Принцип основного звена. В процессе управленческой деятельности субъект управления встречается с множеством проблем и задач, которые он должен решать. В цепи задач, как правило, бывает главная, составляющая основное звено этой цепи, ухватившись за которое, то есть, решив главную задачу, можно вытащить всю цепь, решить остальные проблемы. В этом суть данного принципа. Его иногда называют принципом генеральной перспективы.