· Подготовка и обучение менеджеров, обладающих знаниями современных методов управления, и способных наиболее эффективно руководить бизнесом в условиях рыночной экономики
· Целенаправленная поддержка модернизации экономики и процессов реструктуризации предприятий
· Развитие предпринимательства, с акцентом на малый и средний бизнес
· Поддержка интеграционных процессов включения России в мировую экономику, создание благоприятных условий для контактов отечественных и зарубежных предприятий
В рамках программы менеджеры проходят 500-600 часов занятий по специализации «Менеджмент», «Финансы», «Маркетинг», а также иностранные языки. В осуществлении комплекса образовательных программ участвуют около 2500 преподавателей из 85 образовательных заведений и школ бизнеса [8].
По окончании курса подготовки участникам программы дается возможность пройти профильную стажировку в зарубежных компаниях, в одной из 12 стран-партнеров [8].
Большинство участников (первое образование многих из которых не пересекается с экономикой), прошедших мероприятия программы, утверждают, что основной курс во многом восполняет пробелы в теоретической базе, в то время как зарубежные стажировки обеспечивают ценный практический опыт. И именно в рамках этой Президентской программы многие руководители впервые знакомятся с основами TQM и узнают о современном инструментарии управления качеством и процесса совершенствования. В ходе опроса [8], в котором участвовало более 20000 человек, прошедших обучение, были получены следующие результаты:
Получили новые знания и опыт |
97% |
Обновили деловые контакты |
72,5% |
Реализовали в процессе программы деловые проекты |
60% |
Провели адаптацию текущего плана развития своей компании |
58% |
Организовали свой бизнес |
8% |
Получили более высокую оплату труда |
43,6% |
Получили приглашение работать в другой зарубежной или российской фирме |
36% |
Получили приглашение работать в органах государственной власти |
10% |
Сменили работу |
17,5% |
Нетрудоустроены |
1% |
4. Политика государства. Улучшение культуры качества и эффективность деятельности предприятия имеет положительный эффект для экономики страны. Одной из важнейших задач государства на современном этапе является установление философии качества в бизнес-среде. Соединенные Штаты Америки сделали качество приоритетом государственной политики в 1987 году. Это было продиктовано желанием вернуть лидерские позиции после агрессивной экспансии японского экспорта. Конгресс учредил Национальную премию качества Малколма Болдриджа. Применение критериев разработанного в рамках этой премии «Руководства» помогло США выйти из сложившегося положения и закрепить философию качества в бизнес-сообществе [13, P.51].
В России подобная премия качества была утверждена правительством в 2004 году. Ее функция – стать одним из факторов поощрения тех российских компаний, которые работают и развиваются с учетом практик мировых лидеров. Пока таких предприятий у нас немного. Но они есть – это «Трек» (г. Миасс), «Микрон» (г. Зеленоград), «Инструм-Рэнд» (г. Павлово) и другие. Для укрепления этих тенденций и распространения идей улучшения качества и непрерывного совершенствования государство должно работать в нескольких направлениях:
· Используя опыт EFQM, вовлекать отечественные компании в обмен опытом, создавая тем самым инфраструктуру совершенствования
· Добиться позиционирования российской премии качества как инструмента для самооценки
· Разработать Интернет-проект для улучшения бизнес-процессов отечественных предприятий (на основе проектов E-Baldridge.com, BPIR.com и др.)
Если на одном языке будут говорить большинство наших компаний, а консультационные фильмы дополнят свой арсенал услуг оценкой организации по критериям российской премии качества, тогда современные методы совершенствования станут доступны и крупным компаниям, и предприятиям мелкого и среднего бизнеса.
4. Психология клиента. Российский потребитель сегодня не в состоянии играть роль движущей силы в процессе совершенствования бизнеса. При невысоком уровне доходов нашего населения, определяющим фактором при принятии решения является цена. Качество, в свою очередь, не всегда играет первоочередную роль. Если бы спрос на качество превысил цену, производитель, сообразно с законами рынка, должен был бы представить качественную продукцию, иначе ему не выдержать конкурентной борьбы. Только при росте доходов наших соотечественников, стабильности экономики будет формироваться культура качества.
Помимо этого, существует стереотип, что качественными являются потенциально только зарубежные товары [15, P.10]. Это мнение утвердилось еще в советские годы, и сейчас зачастую поведение потребителей подтверждает этот стереотип. Бизнес в России должен доказывать свою состоятельность перед потребителями уже сейчас. Иначе, после вступления в ВТО увеличение конкурентного давления со стороны зарубежных игроков будет слишком велико. Развиваться в таких условиях нашим компаниям будет значительно труднее. Исходя из этого, те предприятия, которые уже адаптировали практику постоянного совершенствования на основе менеджмента качества, чувствуют себя увереннее на рынке.
В заключении этой главы хочу отметить, что решение проблемы качества в России – задача стратегическая. Поэтому разработка четкой политики в этой области и долгосрочной программы мероприятий, объединяющей усилия всех специалистов страны, может привести к успеху, к подъему реального сектора российской экономики, преодолению экономического кризиса.
Успехи российского бизнеса в первую очередь зависят от адекватности восприятия действительности всеми игроками:
· Потребители должны обеспечивать защиту своих интересов
· Бизнесу следует заботиться об удовлетворении требований потребителей
· Образование должно выпускать высокопрофессиональных специалистов
· Наука должна обеспечить научную базу для установления культуры и философии качества
· Государство должно обеспечить наличия четкой программы, вектора долгосрочного развития, интегрируя усилия в политической, экономической и социальной сферах.