Практика создания ИС в России в последнее время часто обсуждается в СМИ и Internet. При этом происходит сравнение российской и западной разработки и их внедрение. Для того чтобы дать представление о том, как внедряются и используются ИС в России и почему напрямую не заимствуется опыт других стран, приведем основные положения этой дискуссии, актуальные на сегодняшний день.
Для этого следует ответить на вопросы:
- Как обстоят дела с развитием и внедрением ИС в организациях?
- Кто и как формирует политику и стратегию создания ИС на российских предприятиях сегодня?
· В 99 случаев из 100 полностью отсутствует продуманная политика или стратегия ее построения;
· Решение о выделении средств и об их расходовании на ИТ создание КИС сегодня принимает чиновник, далекий от проблем данной области;
· Решение по выбору технологической платформы формирования КИС и партнера по ее созданию подавляющее большинство руководителей предприятий принимает под влиянием продавцов «готовых» решений;
· Потребитель полностью лишен возможности предварительно оценить и объективно сопоставить предлагаемые решения с аналогичными конкурентными предложениями других продавцов применительно к своим проблемам;
· Потребителя вынуждают заранее оплатить и приобрести весь набор компьютеров, ОС, СУБД, специального ПО, создать ЛВС и все то, без чего будущая КИС не может работать, а саму КИС он, возможно, увидит через 6-12 месяцев, а деньги уже затрачены;
· Любое промышленное предприятие представляет собой единый, уникальный в своем роде организм. Поэтому основная проблема автоматизации сегодня – это отсутствие комплексного подхода в каждом конкретном случае.
Результат такого подхода уже сегодня можно наблюдать на ряде российских предприятий:
· Простаивающее и морально устаревающее компьютерное и сетевое оборудование и купленное впрок дорогостоящее ПО;
· Принятая от системного интегратора в эксплуатацию КИС, но так и не решившая проблем потребителя;
· Потерянные значительные денежные средства и время;
· «негативная реакция» при одном только упоминании об ИТ и КИС.
Почему западные дорогостоящие решения с многолетним опытом их внедрения за рубежом не дают ожидаемого эффекта на российских предприятиях?
· Западные решения разрабатывались под конкретную инфраструктуру организационного и технического управления (менеджмента) и корпоративный стандарт одного или среднего бизнеса;
· Эти решения создавались в эволюционном порядке в течении 10-15 лет, и к настоящему моменту их архитектура устарела вместе с заложенными в ней технологиями;
· Принципиально невозможно использовать все предлагаемые решения в области систем управления предприятием, рассчитанные на эксплуатацию только в условиях стабильного социального - экономического и нормативно-правового пространства в достаточно длительные временные интервалы;
· У основной массы российских управленцев отсутствуют необходимые знания, опыт и культура в сфере менеджмента;
· Все предполагаемые сегодня российскому бизнесу решения в области создания КИС навязывают их потребителям либо западный (зачастую непригодный для российских условий) стандарт организации деятельности в конкретных сферах, либо субъективный взгляд программистов – разработчиков отдельных программ, весьма далеких от предметных областей и нужд профессиональных специалистов;
· Большинство предлагаемых на рынке приложений бизнес - класса западных разработчиков, используемых, по утверждению их поставщиков, известными западными фирмами, являются лишь некоторыми универсальными в своем классе базовыми платформами. Фирмы – потребители этих систем вложили десятки и сотни миллионов долларов в разработку на этих платформах специализированного ПО, которое и решает весь необходимый для данного бизнеса круг задач, является их ноу-хау и инструментом выживания в конкурентной борьбе и, естественно, никому не продается.
Существует много причин отрицательного отношения людей к нововведениям. Отрицательные моменты внедрения новых информационных систем и технологий в том, что отношение к ним изменяется в зависимости от уровня знаний пользователя в области прикладных задач информационных технологий и от потенциальных возможностей сокращения непроизводственных организаций. Очень часто персонал не образован, не стимулирован, не готов. К тому же, внедрение информационных технологий часто разрушает неформальные связи.
Какие причины влияют на углубление и расширение положительного восприятия информационных технологий?
Исследования показали, что отношение к новым технологиям изменяется в зависимости от двух факторов:
1. От уровня знаний пользователя в области прикладных задач информационных технологий (аналитики хорошо воспринимают текстовые и табличные процессоры, информационно-поисковые системы и т.п. Малознакомые области, например, видеоконференции встречают плохо).
2. От потенциальных возможностей сокращения непроизводительных операций (работники, посещающие большое число конференций, хорошо воспринимают видеоконференции, так как они экономят им время).
Служащие, проработавшие в фирме много лет, менее образованные и занимающие небольшие посты, как правило, самые невосприимчивые к информационным технологиям. Возраст отдельно от должности представляет собой наименее существенный фактор для восприятия информационных технологий.
К ним относятся:
· внедрение средств автоматизации, существенно сокращающее менее продуктивно затрачиваемое время, которое является источником самой большой неудовлетворенности интеллектуальных работников;
· привлечение будущих пользователей к выбору и созданию новых автоматизированных мест, учет их мнения;
· отказ от стремления к немедленному всеобщему одобрению новых средств и соответствующих перемещений персонала, которые могут привести к снижению уровня вспомогательных служб;
· внедрение в первую очередь легких прикладных задач с обязательным проведением интенсивного курса обучения будущих пользователей.
Результат внедрения информационных технологий – экономия времени специалистов. Единственный способ получения ощутимого экономического эффекта от экономии времени – переориентация этого времени на достижение конкретных целей данного подразделения, определяемых общей стратегией фирмы.
Постепенность внедрения:
· Реализация первичной, базовой системы.
· Расширение круга пользователей.
· Увеличение числа прикладных задач.
· Интеграция.
Люди, которые могут «потопить» вашу систему.
Тип людей |
Негативный |
Позитивный |
Технолог |
Преследуемый новой технологией Любит преимущества лидера. Теряет видение деловых целей |
Видит возможности новой технологии. Создает для вас конкурентное преимущество. Всегда определяет деловые цели |
Опытный менеджер |
Не нуждается в информации. У него большой опыт работы. |
Осознает, что отрасль и рынок меняются, и все время пытается идти в ногу со временем. |
Манипулятор |
Мировой специалист по навязыванию мрачного взгляда тем, кто готов слушать и поддерживать его точку зрения |
Понимает, что иногда факты, определяющие его точку зрения, могут быть ошибочны и действует в соответствии с обстоятельствами |
Любитель превосходного |
Верит, что данные всегда должны быть аккуратными и полными. Не применяет информацию до тех пор, пока она не будет превосходной |
Осознает, что даже неполные данные могут быть полезными Даст вам быстрое определение с аккуратными рисунками |
Технофоб |
Отказывается иметь что-либо общее с ИТ. Не может даже управлять факсом или принять телефонный звонок |
Уверен и доверяет коллегам, которые «на ты» с технологией, и не допустит обмана |
Пользователь |
Записывает неточные данные, так как ему очень сложно записывать точные данные |
Если получение точной информации сложно, то он дает вам об этом знать и помогает найти выход |
Контролер |
Добросовестно собирает данные. Никогда не задумывается о том, что она означает для бизнеса |
Собирает уместные данные и представляет их в удобном виде с полезными находками |