Соответственно, прием сотрудников на работу означал "покупку" их знаний, умений и навыков. Персонал рассматривался как один из ресурсов, необходимых производственному процессу: мы дали вам фронт работ, теперь вы должны показать все, на что способны.
Попытки разработки и внедрения мотивационных подходов наталкивались на огромные трудности с момента рождения этой идеи. Достаточно длинная уже история вопроса позволяет предположить, что источник проблемы не в плохой разработанности управленческих инструментов или недостаточной информированности о них в бизнес-среде, а в ограниченности самого подхода. А он действительно ограничен со всех сторон. Ограничение сферы взаимодействия с персоналом только взаимными обязательствами объективно создает скрытую (или явную) конфронтацию и необходимость принуждения со стороны руководства. Фактическая ограниченность монетарных инструментов мотивации объективно заставляет руководство относится к ним как к расходной, то есть негативной, составляющей. Мотивация в любом случае может только побуждать к деятельности и лишь в малой степени формировать ответственность за конечный результат, что не может не вызывать сомнения у руководства в ее целесообразности. [14]
Очевидно, что при разработке и внедрении систем управления жизненно важно оценивать удовлетворенность и вовлеченность персонала. Без этого любая формализованная система управления становится грудой документации, пригодной только для отчетов перед вышестоящими или для сертификации третьей стороной.
Анализ удовлетворенности персонала позволяет не только оценивать адекватность целей организации, но и своевременно корректировать их и применять управленческие воздействия для того, чтобы осуществить переориентацию персонала с позиции потребительской на позицию реальной заинтересованной стороны.
Обоснованность и действенность систем мотивации зависит от учета факторов, воздействующих на них. На практике, на предприятиях (фирмах) имеется разнообразие факторов, которые могут влиять на мотивы поведения работников и положительно и отрицательно. Потому задача управленческих структур выявить как можно большую совокупность факторов, и сформировать внутрифирменный механизм мотивации труда на базе оптимального сочетания положительных факторов и нивелирования отрицательно влияющих.
Структурный и сетевой (MLM) бизнес наглядно доказывает значение мотивации для повышения работы организации.
Рассмотрим это на примере РПО "Арго".
Российское потребительское общество "Арго" работает в сфере структурного бизнеса.
В 1996 г. в Академгородке г. Новосибирска ученым СО РАН (Сибирское отделение Российской Академии наук), лауреатом премии Сороса А.Б. Красильниковым была создана Компания АРГО. Со дня основания был выбран курс на тесную связь с отечественной наукой.
Сегодня Компания является Потребительским обществом. Ассортимент продукции составляет более 500 наименований. Экспертный Совет Компании АРГО проводит изучение потребительского рынка, занимая активную позицию в инициировании проведения научно-исследовательских испытаний и проверки свойств предлагаемых продуктов. Это позволяет пополнять ассортимент продукцией, учитывающей разнообразные пожелания потребителей. Вся продукция производится по новейшим технологиям из высококачественного сырья.
Часть продукции не имеет аналогов и производится эксклюзивно для Компании АРГО. Взаимодействуя с крупными научно-исследовательскими институтами, известными авторами-разработчиками и ведущими фирмами-производителями, АРГО ориентируется на научную обоснованность применения распространяемой продукции. За заслуги в области пропаганды здорового образа жизни и укрепления здоровья населения Компания АРГО 16 июня 1998 г. была принята в Действительные коллективные члены Российской Экологической Академии.
В деятельности потребительского общества АРГО в настоящее время принимают активное участие уже сотни тысяч россиян и жителей стран СНГ. Это позволяет незащищенным слоям населения реально повысить свой уровень жизни, а если говорить проще - достойно зарабатывать.
В настоящее время российское потребительское общество АРГО имеет два центральных офиса, расположенных в Москве и Новосибирске. Это позволило организовать более 200 Информационных центров Компании в России и ближнем зарубежье. Единая компьютерная система учета и большая информационная база обеспечивает бесперебойную работу сети потребителей. Один из информационных центров "Арго" открыт в г. Урюпинске. Его работа, в основном, и послужила материалом для анализа.
Российское Потребительское общество "Арго" (далее компания "Арго") предлагает новый подход к организации потребительского рынка. С экономической точки зрения, Компания действует как объединение потребителей (участников), приводя в единое целое потребительскую деятельность и систему личностного роста. Компания приобретает нужную участникам продукцию с максимально возможными скидками. Оптовый выигрыш возвращается участникам по схеме компенсационного плана.
Компенсационный план - план перераспределения оптового выигрыша Компании между участниками, учитывающий как их личное потребление, так и усилия по увеличению количества потребителей Компании. При этом Компания АРГО предоставляет организационную, методическую и информационную поддержку участникам, осуществляющим свою экономическую деятельность самостоятельно. А.Б. Красильникову, как ученому, удалось создать план вознаграждений (план перераспределения оптового выигрыша Компании между участниками), который, по оценкам независимых международных экспертов, является уникальным.
Фактически, "Арго" - это бизнес энтузиастов. Поддержать энтузиазм помогает правильная мотивация. Для успешной работы группы необходима устойчивая мотивация ее членов в отношении поставленной задачи. Очень важно помнить, что цели у каждого свои, глубоко личные и жизненные по сути своей. И потому мотивы у каждого тоже свои. А вот направление деятельности общее. Если эти условия удается соблюсти, возникает группа свободных самодостаточных людей со своими целями и своими мотивами к единому, общему, делу. Успех в таком случае неминуем.
При работе в структурном бизнесе существуют два вида внешней мотивации:
Временная - это презентации, деловые собрания, конференции. После них люди чувствуют прилив сил и вдохновение. Но проходит несколько дней или недель и они остывают. Посещение семинаров, работа со спонсором, прочтение книги, продажа товара, увеличение круга знакомых - все это разные формы временной мотивации. Нельзя сказать, что они плохие, в них есть большая необходимость.
Постоянная мотивация - это единственный стабильный путь к успеху. Постоянная мотивация - это серьезные люди, которые работают под вами. Их труд обеспечивает вам зарплату. И одновременно обязывает вас помогать им в поиске новых серьезным людей. Надо помогать партнерам, которых вы спонсируете, в поддержке их людей. А что делать, если кто-то из несерьезных людей спонсировал серьезного? Опуститесь на эту глубину и работайте с этим серьезным человеком. Вы увидите как "посерьезнеет" спонсор этого человека. Ничего не мотивирует людей лучше, чем кто-то под ними, кто хорошо работает.