Наниматель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный работнику трудовым увечьем при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Если вред причинен не источником повышенной опасности, то наниматель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей по вине сторонних лиц (физических и юридических), возмещается нанимателем с последующим регрессом к виновному лицу в порядке, предусмотренном законодательством.
Трудовое увечье считается наступившим по вине нанимателя, если оно произошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда (несоблюдение правил охраны труда, промышленной санитарии, экологической безопасности и т.д.).
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер возмещения уменьшается соответственно степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины нанимателя в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины (часть первая статьи 411), размер возмещения также соответственно уменьшается, но не более чем на 25 процентов. Решение нанимателя об определении степени вины потерпевшего при его грубой неосторожности может быть обжаловано в суд. Смешанная ответственность не применяется при временном переводе на другую работу, к дополнительным видам возмещения вреда, выплате единовременного пособия, а также при возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Возмещение вреда потерпевшему состоит в: выплате денежных сумм в размере откорректированного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие данного трудового увечья; компенсации дополнительных расходов; выплате в установленных случаях единовременного пособия; возмещении морального вреда; возмещении расходов на погребение.
Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
При осуществлении государственного надзора и контроля специально уполномоченные государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере труда. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.
Формы занятости граждан: оплачиваемая деятельность (Д. гражданина, кот. выполняет определ. работу и она приносит доход в виде зарплаты, прибыли и др.) и неоплачиваемая деятельность (не связана с выполнением оплачиваемой работы).
Основные задачи гос. политики в области занятости: предотвращение массовой и сокращение длительной безработицы; разработка и реализация мероприятий по соц. защите безработных граждан.
Служба занятости: организация учета граждан, обращающихся по впросам трудоустройства, оказания им помощи в подборе работы, регистрация безраб, оказанию им мат. помощи (пособия), аккумуляция сведений о вакантных местах, бесплатные консультации, организация проф. обучения и переобучения, регулирование трудовой миграции.
Безработным признается гражданин РБ, иностр. гражданин, или лицо без гражданства постоянно проживающее на территории РБ, трудоспособное с 16 лет и до пенсионного возраста, лица не имеющие работы, не проходящие службу в войсках и не учащиеся на дневных отделениях, зарегистрированные в службе занятости.
Подходящая работа - соответ. проф. подготовке безработного, учитывающая его возраст, трудстаж, опыт работы по специальности, транспортную доступность.
Не подходящая - з/п менее 10% предыдущего заработка, отказ обоснован уважительными личными либо семейными обст-ми, она предоставл. в др. АТЕ, районе, где жилищные и др. условия хуже чем те, кот были у безраб до обращ. в службу занятости.