Школа человеческих отношений. Представители: М.П. Фоллет, Р. Лайкерт, МакГрегор (теория Х и У), Э. Мейо (основоположник школы), МакМурри, Крис Арджирис. Представители этой школы пришли к выводу, что рост производительности труда зависит не только от организации труда и оплаты, но и от психологического и социального климата в коллективе, от улучшения условий труда, от предоставления свободы рабочим.
М. Фоллет большое внимание уделяла делегированию полномочий, а также проблеме конфликтов на предприятии и стилю руководства. Лайкерт, МакГрегор, Арджирис занимались поведением людей на работе.
С появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникла количественная школа (экономико-математическая школа) впервые в ней изучались модели. В ней изучали также формальную и неформальную структуру. Впервые начали изучать процесс принятия решений (процессный подход), межличностные отношения. Внутри этой колы появилась новая, занимались изучением применения технических средств, инструментальной математики, кибернетики и компьютеризации.
В последнее время большое внимание уделяется ситуационным подходам. Представители: А. Редин (США), Д. Миллер (герм.). Они выдвинули теорию «Три Д». Считают, что эффективность управления зависит от трех условий: 1. способность оценить ситуацию, 2. применить гибкий стиль руководства, 3. изменить ситуацию, если есть такая необходимость. Первые шаги в области научного управления сделали раньше Тейлора сотрудники Московского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана). Они разработали методику рациональности трудовых движений. В 1908 г. в России выходили сборники переводов зарубежных изданий по менеджменту. Инициаторы: горный инженер Левенстрон, и преподаватель артиллерийской академии А. Пайхин. В Петербуржском политехническом институте был прочитан курс «Организация заводского производства». Богданов А.А., (Малиновский), А. Гастев, Н. Витке занимались изучением организации управления. Кирженцев интересовался вопросами руководства трудовыми коллективами. В.В. Куйбышев впервые сказал, что коллективу надо дать самостоятельность. Разработал принципы хозяйственного расчета. Витке сформулировал совокупность требований к руководителю (умение подбирать персонал, четко распределять обязанность, координировать работу и контроль). Изучением системы управления занимался Берталанфи. Вместе работали Винер, А. Берг, Н. Колмогоров, А. Глушков, они занимались внедрением кибернетики, математики в систему управления. В конце 30-ых гг. в России Л. Конторович получил Ленинскую и Нобелевскую премию за открытие новой области прикладной математики (линейное программирование).
Таким образом, основными направлениями развития менеджмента (основными подходами) являются: 1. системный, 2. процессный, 3. ситуационный.
Функции управления – это особый вид деятельности, относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки, они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Совокупность функций управления раскрывает содержание процесса управления во времени и пространстве.
Функции управления 1. А. Файоль (см. выше); 2. Мескон: 1. планирование; 2. организация; 3. мотивация; 4. контроль. 3. Байков: 1. планирование; 2. организация; 3. координация; 4. стимулирование; 5. учет, анализ, контроль
Планирование как основная функция управления
Различают стратегическое планирование и его реализации. СП – это набор действий или же один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов коллектива в достижении ее общих целей (Б. Карлоф). Согласно П. Лоранжу процесс СП является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений по следующим направлениям: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационно-стратегическое продвижение.
Главное решение при планировании – это выбор целей организации. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – Миссия – детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
После установления миссии и целей руководство должно оценить внешнюю и внутреннюю среду. При анализе внешней среды необходимо ответить на 3 вопроса: 1. где находимся в настоящее время (оценить финансы, маркетинг, производство, НТП и т.д.); 2. куда мы хотим двигаться; 3. как собираемся это делать.
Угрозы и возможности модно выделить в 7 областей: – рыночные, – международные, – технологические, – экономические факторы, – конкурентные, – политические, – социальные.
Необходимо также проанализировать внутреннюю среду по 5 направлениям: маркетинг, финансы, производство, трудовые ресурсы и культура и образ (имидж) предприятия.
Выбор стратегии. 1. ограниченный рост (установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции), 2. стратегия роста (в динамически развивающихся отраслях с быстроменяющимися технологиями), 3. стратегия сокращения (уровень ставится ниже достигнутого, ликвидация фирмы, отсечение лишнего, сокращение и переориентация), 4. сочетание всех трех альтернатив.
На стратегический выбор влияют следующие факторы: риск, знание прошлых стратегий, фактор времени, реакция на владельцев.
При оценке стратегии необходимо ответить на 5 вопросов: 1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации? 2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска? 3. обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии? 4. учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? 5. является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
Тактика – конкретные краткосрочные стратегии (разрабатывают в развитие стратегии, на уровне среднего звена, на более короткий срок).
Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации (они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос).
Организация как функция управления
Ч. Барнард. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Обязательные требования: 1. наличие хотя бы 2-х человек, считающих себя частью этой группы, 2. наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы, 3. желание членов группы работать вместе для достижения этой цели (целей).
Р. Веснин. Организация – это группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.