1. О.В. Козлова «управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства».
2. «Управление – это система связанных мероприятий, обеспечивающих направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие общества на участников производства»
3. В Большой Советской Энциклопедии: «управление – это, прежде всего руководство», здесь же «руководство – см. управление».
4. «управление – сознательное регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, ускорения НТП и роста производительности труда, улучшения качества продукции»
5. «Управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности предприятия, направленных на достижение главной цели».
6. «Управление – сбор, целенаправленная переработка информации»
7. И.А. Герчикава: «менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенный целей фирм, действующих в рыночных условиях путем рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов».
8. Ли-Якокка: «Управление – это не что иное, как настраивание людей на труд».
9. Э.А. Уткин: «Менеджмент – это наука о рациональной организации и управлении фирмой, нацеленная на предпринимательский успех».
10. Р. Веснин: «Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человек, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники».
11. «Менеджмент – это искусство управления людьми, которое заключается в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач».
Цели
Наиболее распространенные направления, по которым в организации устанавливаются цели: – прибыльность, – положение на рынке, – производительность труда, – финансовые ресурсы, – мощности организации, – обновление технологии, – совершенствование управления человеческими ресурсами, работа с покупателями, оказание помощи обществу.
Требования к целям: – д.б. конкретными, измеримыми; – реальными, достижимыми; – гибкими; – признаваемыми в качестве личных целей; – проверяемыми; – совместимыми (не противоречащими друг другу).
Англичанин Т. Гоббс в 1651 г. написал, что основой мотивов человеческого поведения является стремление к власти. Англичанин Адам Смит в 1776 г. считал, что главной целью человека является стремление к обогащению и удовлетворение личных потребностей. Ричард Аркрайт впервые применил дифференцированную оплату труда. У истоков (начало XX века) рационалистической школы менеджмента (чаще называемой школой научного менеджмента, тейлоризмом) стоял американский ученый Ф. Тейлор. Сущность теории: разделение труда. Основные положения: 1. признание менеджмента самостоятельной сферой и видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства; 2. расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование; 3. планирование на основе норм рабочих заданий; 4. выполнение функций планирования специальными подразделениями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения тех или иных работ; 5. увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков; 6. подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.
Крупнейшими представителями рационалистической школы были Френк и Лилиан Гилберт. Изобрели микрохронометр. Основываясь на информации, полученной с помощью стоп-кадров, они измеряли рабочие операции с тем, чтобы устранить лишние непродуктивные движения и повысить эффективность работ на обычном оборудовании. Г. Гант разработал своеобразный график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время. Он также разработал и внедрил урочную систему заработной платы.
Школа административного (классического менеджмента) Основоположник – франц. инженер Анри Файоль. А также Г. Форд (старший), Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер и др. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом и прежде всего административными кадрами.
А. Файоль впервые предложил 5 функций управления: 1. предвидение; 2. планирование; 3. организация; 4. координация; 5. контроль (Файоль не говорил о мотивации!).
Он также разработал принципы административного управления: 1. разделение труда в аппарате управления; 2. власть (принцип авторитета); 3. дисциплина; 4. единство командования (единоначалие); 5. подчинение индивидуальных интересов общим; 6. равенство и справедливость; 7. устойчивость кадрового состава; 8. вознаграждение; 9. инициатива и корпоративный дух.
Г. Эмерсон выдвинул 12 принципов производительности труда: 1. исходный пункт управления – отчетливо поставленные цели; 2. здравый смысл, требующий признания ошибок и поиска их причин; 3. компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления; 4. дисциплина, основанная на четкой регламентации деятельности, контроле, своевременном поощрении; 5. справедливо отношение к персоналу; 6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7. диспетчеризация; 8. нормы и инструкции, способствующие поиску и реализации резервов; 9. нормализация условий труда; 10. нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени; 11. письменные стандартные инструкции; 12. вознаграждение за производительность.
Г. Форд разработал непрерывно-поточную систему. Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим: 1. строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий, управление всеми частями и этапами производства из одного центра; 2. постоянное совершенствование управления; 3. массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное; 4. развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции; 5. конвейер с глубоким разделением труда.
Л. Урвик впервые разработал принципы формирования аппарата управления (формальной структуры): 1. соответствие людей структуре; 2. создание специального «генерального» штаба управления; 3. сопоставимость прав, обязанностей и ответственности; 4. диапазон контроля (норма управляемости); 5. специализация.
М. Вебер большое внимание уделял изучению лидерства, изучал бюрократическую структуру управления. 1. подчиненные и руководители должны иметь четкие правила и стандарты (должностные инструкции); 2. «социальные дистанции» между руководителем и подчиненными; 3. кадровая политика: передвижение кадров по вертикали или горизонтали является эффективным инструментом управления.