д) общая рентабельность определяется по формуле
; (5.26)
е) затраты на 1 рубль товарной (валовой) продукции по полной ее себестоимости (коп/руб.) определяются по формуле
. (5.27)
2. Показатели повышения эффективности использования труда:
2.1. Темп роста производительности труда (%) определяется по формуле
, (5.28)
где П – уровень производительности труда;
, (5.29)
где - среднегодовая численность.
2.2. Доля прироста продукции за счет повышения производительности труда определяется по формуле
, (5.30)
где - темп прироста численности рабочих;
- темп прироста производства продукции.
2.3. Относительная экономия живого труда (чел.) определяется по формуле
, (5.31)
где б, п - среднегодовая численность промышленного производства персонала в базисном и плановом периодах, чел.
3. Показатели повышения эффективности использования производства, фондов и капиталовложений:
3.1. Фондоотдача, руб. продукции/руб. фондов определяется по формуле
, (5.32)
где - объем валовой продукции, рассчитанной по нормативу чистой продукции и в ценах.
3.2. Оборачиваемость оборотных средств определяется по формуле
, (5.33)
где - объем производства по валовому товарному выпуску;
- среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
3.3. Удельные капиталовложения:
- на единицу введенной производственной мощности Мвв равны:
, (5.34)
где - капиталовложения, вызывающие этот прирост на 1 руб. товарной (валовой) продукции;
- на 1 рубль прироста товарной (валовой) продукции определяются как:
, (5.35)
- прирост товарной (валовой) продукции;
3.4. Срок окупаемости капиталовложений определяется по формуле
, (5.36)
∆П - суммарный прирост прибыли, полученный за счет капиталовложений.
4. Показатели повышения эффективности использования материальных затрат:
4.1. Материальные затраты на 1 руб. товарной (валовой) продукции равны
, (5.37)
-материальные затраты производства, руб.;
– объем товарной (валовой) продукции, руб.
Материальные затраты на производство важнейших видов выпускаемой продукции рассчитываются по калькуляции.
Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.
В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.
Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.
Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов:
1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;
2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.
В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:
– определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;
– установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
– выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;
– согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
– расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;
– определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.
Планирование потребности входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов, по меньшей мере, столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.