Прежде всего рассчитаем величину товарооборота на 2005 г. Здесь есть нюанс. Как видно из таблицы №2 товарооборот предприятия увеличивался год за годом. Можно воспользоваться статистическим методом и рассчитать с помощью скользящей средней средний темп роста. Тогда получим:
,
где К – средний темп роста, а Кn – темпы роста товарооборота по годам (см. табл. №2).
Для исключения фактора сезонных колебаний произведем расчет скользящей средней:
- это средний темп уменьшения товарооборота в динамике.
К4 = К3+К∆ = 9,1+ (-2,1) =7%. – составит рост товарооборота в 2005 г. или:
600*1,07 = 642 тыс.руб.
Однако, по условиям задачи рост цен в планируемом году составит 15%, и неясно, какими факторами вызван рост товарооборота в предыдущие годы – ценами, объемами продаж или структурой ассортимента. Можно использовать статистический метод, как было сделано выше, а можно просто добавить к товарообороту 2004 г. рост цен на 15%, тогда получим: 600*1,15 = 690 тыс.руб. Этот подход более верен, если предприятие не планирует увеличивать объем продаж, и придерживается традиционной структуру ассортимента. Для дальнейшего решения задачи будем использовать цифру 690 тыс.руб.
Рассчитаем теперь фактор увеличения торговой площади. Итак, если в 2004 г. предприятие располагало 50 м2. торговой площади, и его товарооборот составил 600 тыс.руб., то товарооборот на 1м2 составил 600/100 = 6 тыс.руб. Таким образом, условно можно предположить, что увеличение торговой площади на 25%, т.е. на 25 м2, позволит увеличить товарооборот на 25*6 = 150 тыс.руб.
Условность данного расчета заключается в том, что помимо абсолютного изменения товарооборота за счет увеличения торговых площадей, есть показатель ее эффективности использования, который рассчитывается путем произведения разницы в товарообороте на единицу торговой площади и величины новой торговой площади.
Рассчитаем фактор падения спроса населения на 3%. Совокупное увеличение товарооборота предприятия составило: 690+150 = 840 тыс.руб. Эта цифра верна для спроса уровня 2004 г. Из-за снижения на 3% в 2005 г. он составит: 840*0,97 = 814,8 тыс.руб.
Рассчитаем теперь структуру товарооборота на 2005 г. Для расчета используем коэффициент эластичности, показывающий, на сколько % изменится товарооборот по каждой группе товаров при изменении общего товарооборота на 1%.
, где ∆Тi – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году, по сравнению с предыдущим, ∆Т – прирост общего товарооборота. Имеем таблицу №3.
Таблица №3
Показатели |
ГОДЫ | |||||
2003 |
2004 |
Эi | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
% роста | ||
Товарооборот |
550 |
100 |
600 |
100 |
9,1 | |
в т.ч. | ||||||
костюмы |
231 |
42 |
264 |
44 |
14,3 |
1,6 |
пальто, куртки |
165 |
30 |
192 |
32 |
16,4 |
1,8 |
брюки |
55 |
10 |
60 |
10 |
9,1 |
1,0 |
рубашки |
99 |
18 |
84 |
14 |
-15,2 |
-1,7 |
Таким образом, плановая структура на 2005 г. будет равно произведению % роста товарооборота на 2005 г и соответствующего коэффициента эластичности. А зная % роста можно рассчитать и абсолютные значения показателей. Заметим также, что по условиям задачи секция «Рубашки» закрывается на 11 дней в году на перепланировку. Таким образом, годовой товарооборот по этой секции можно рассчитать делением на 365 и произведением на 365-11=354 (если предположить, что магазин работает круглый год, без праздников). Но так как доля этой секции самая маленькая и имеет тенденцию к снижению, на итоговый результат почти не повлияет (разница в 1 тыс.руб.). Итоговый результат представим в виде таблицы №4:
Таблица №4
Показатели |
ГОДЫ | ||||
2004 |
2005 | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
% роста | |
Товарооборот |
600 |
100 |
813,8 |
100,0 |
35,6 |
в т.ч. | |||||
костюмы |
264 |
44 |
398,4 |
49,0 |
56,0 |
пальто, куртки |
192 |
32 |
304,9 |
37,5 |
64,1 |
брюки |
60 |
10 |
78,7 |
9,7 |
35,6 |
рубашки |
84 |
14 |
31,72 |
3,9 |
-59,4 |