рефераты по менеджменту

Планирование на предприятии

Страница
5

Прежде всего рассчитаем величину товарооборота на 2005 г. Здесь есть нюанс. Как видно из таблицы №2 товарооборот предприятия увеличивался год за годом. Можно воспользоваться статистическим методом и рассчитать с помощью скользящей средней средний темп роста. Тогда получим:

,

где К – средний темп роста, а Кn – темпы роста товарооборота по годам (см. табл. №2).

Для исключения фактора сезонных колебаний произведем расчет скользящей средней:

- это средний темп уменьшения товарооборота в динамике.

К4 = К3+К∆ = 9,1+ (-2,1) =7%. – составит рост товарооборота в 2005 г. или:

600*1,07 = 642 тыс.руб.

Однако, по условиям задачи рост цен в планируемом году составит 15%, и неясно, какими факторами вызван рост товарооборота в предыдущие годы – ценами, объемами продаж или структурой ассортимента. Можно использовать статистический метод, как было сделано выше, а можно просто добавить к товарообороту 2004 г. рост цен на 15%, тогда получим: 600*1,15 = 690 тыс.руб. Этот подход более верен, если предприятие не планирует увеличивать объем продаж, и придерживается традиционной структуру ассортимента. Для дальнейшего решения задачи будем использовать цифру 690 тыс.руб.

Рассчитаем теперь фактор увеличения торговой площади. Итак, если в 2004 г. предприятие располагало 50 м2. торговой площади, и его товарооборот составил 600 тыс.руб., то товарооборот на 1м2 составил 600/100 = 6 тыс.руб. Таким образом, условно можно предположить, что увеличение торговой площади на 25%, т.е. на 25 м2, позволит увеличить товарооборот на 25*6 = 150 тыс.руб.

Условность данного расчета заключается в том, что помимо абсолютного изменения товарооборота за счет увеличения торговых площадей, есть показатель ее эффективности использования, который рассчитывается путем произведения разницы в товарообороте на единицу торговой площади и величины новой торговой площади.

Рассчитаем фактор падения спроса населения на 3%. Совокупное увеличение товарооборота предприятия составило: 690+150 = 840 тыс.руб. Эта цифра верна для спроса уровня 2004 г. Из-за снижения на 3% в 2005 г. он составит: 840*0,97 = 814,8 тыс.руб.

Рассчитаем теперь структуру товарооборота на 2005 г. Для расчета используем коэффициент эластичности, показывающий, на сколько % изменится товарооборот по каждой группе товаров при изменении общего товарооборота на 1%.

, где ∆Тi – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году, по сравнению с предыдущим, ∆Т – прирост общего товарооборота. Имеем таблицу №3.

Таблица №3

Показатели

ГОДЫ

2003

2004

Эi

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

% роста

Товарооборот

550

100

600

100

9,1

 

в т.ч.

           

костюмы

231

42

264

44

14,3

1,6

пальто, куртки

165

30

192

32

16,4

1,8

брюки

55

10

60

10

9,1

1,0

рубашки

99

18

84

14

-15,2

-1,7

Таким образом, плановая структура на 2005 г. будет равно произведению % роста товарооборота на 2005 г и соответствующего коэффициента эластичности. А зная % роста можно рассчитать и абсолютные значения показателей. Заметим также, что по условиям задачи секция «Рубашки» закрывается на 11 дней в году на перепланировку. Таким образом, годовой товарооборот по этой секции можно рассчитать делением на 365 и произведением на 365-11=354 (если предположить, что магазин работает круглый год, без праздников). Но так как доля этой секции самая маленькая и имеет тенденцию к снижению, на итоговый результат почти не повлияет (разница в 1 тыс.руб.). Итоговый результат представим в виде таблицы №4:

Таблица №4

Показатели

ГОДЫ

2004

2005

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

% роста

Товарооборот

600

100

813,8

100,0

35,6

в т.ч.

         

костюмы

264

44

398,4

49,0

56,0

пальто, куртки

192

32

304,9

37,5

64,1

брюки

60

10

78,7

9,7

35,6

рубашки

84

14

31,72

3,9

-59,4

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту