По-своему трактуют понятие "налоговые риски" налоговые и таможенные органы. В их понимании налоговые риски - это вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового и таможенного законодательства. Установленная этими органами система управления налоговыми рисками используется при планировании контрольных мероприятий и выборе субъектов проверок. Тем не менее и в данном случае речь идет о возможностях финансовых потерь бюджетов всех уровней, то есть государства в широком понимании этого слова.
Таким образом, по нашему мнению, налоговые риски должны характеризоваться как вероятность финансовых потерь для всех участников налоговых правоотношений.
Таким образом, при проведении налоговой политики, при внесении изменений в налоговое законодательство государство обязано так же, как и налогоплательщики, оценивать степень налоговых рисков. Естественно, что при этом государственными органами должны оцениваться и налоговые риски налогоплательщиков, связанные с возможностью их финансовых потерь вследствие предполагаемого введения новых налогов, повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот. Поэтому, по нашему мнению, следует более взвешенно подойти к предполагаемой отмене с 2010 года единого социального налога с одновременным существенным повышением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Это как раз тот самый случай, когда не только может ухудшиться налоговый климат в стране, но и существенно возрастут налоговые риски как налогоплательщиков, так и государства. Не оспаривая необходимость кардинального решения проблем дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на следующие обстоятельства, связанные с налоговыми рисками. Как показывают расчеты, предполагаемое существенное повышение ставок отчислений во внебюджетные социальные фонды увеличит налоговую нагрузку на экономику в размере 400 млрд руб., при этом основная масса этого увеличения придется на организации малого и среднего бизнеса. Не в лучшей ситуации окажутся и те крупные налогоплательщики, производство которых не ориентировано на экспорт и которые не имеют возможности платить своим работникам относительно высокую заработную плату. Менее всего повышение налоговой нагрузки коснется организаций финансового сектора и экспортно ориентированных организаций. Наряду с этим усиливаются и налоговые риски государства, поскольку государственные внебюджетные социальные фонды и бюджеты всех уровней вряд ли смогут получить адекватный выигрыш от увеличения налоговой нагрузки на экономику. Мало того, это нововведение может дать обратный экономический эффект. Вполне вероятна ситуация абсолютного снижения поступлений доходов и в вышеуказанные фонды, и в бюджетную систему страны. Неизбежно увеличится размер выплачиваемой "серой зарплаты", а это серьезные потери и в отчислениях во внебюджетные социальные фонды, и в поступлениях налога на доходы физических лиц. Налоговые риски государства возрастают вследствие возможного замедления темпов роста экономики. Этих рисков можно в определенной мере избежать, если с одновременным повышением общего размера отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды компенсировать бизнес-сообществу выпадающие доходы путем снижения до 12-13% ставки НДС с одновременным введением НДС-счетов, которое позволит компенсировать потери бюджета от снижения ставки этого налога. В этих условиях резко снизятся налоговые риски и государства, и добросовестных налогоплательщиков, а потери понесут исключительно те налогоплательщики, которые сегодня зарабатывают огромные средства, незаконно получая из федерального бюджета неположенные им суммы возмещения по НДС.
Неопределенность отдельных положений налогового законодательства может увеличивать также налоговые риски бюджетов всех уровней. Подобная ситуация возможна в условиях взыскания в бюджет доначисленных налогоплательщику налогов в результате проведения выездной налоговой проверки, результаты которой затем отменены решением арбитражного суда. Вследствие этого бюджет не только не получает определенную сумму налогов, но возникает риск дополнительного возмещения налогоплательщику причиненного ему действиями налоговых органов материального ущерба. В связи с этим весьма важно, чтобы НК РФ стал действительно законом прямого действия, чтобы каждое его положение было четко и недвусмысленно сформулировано.
К сожалению, в этой части российское налоговое законодательство все еще далеко от совершенства, что неизбежно усиливает налоговые риски всех участников налоговых правоотношений.
Из приведенного заключения непосредственно следуют, в частности, следующие выводы:
- с одной стороны, если в данной сфере финансовый риск предпринимателя является разновидностью его предпринимательского риска, то он и есть самый натуральный предпринимательский риск;
- с другой стороны, автор, стало быть, полагает, что предпринимательский риск имеет и некую другую свою разновидность, то есть что предпринимательский риск подразделяется на "финансовый" и какой-то иной ("нефинансовый"), который автор не детализирует, и поэтому остается неясным, что именно он имеет в виду под этими предпринимательскими, но при этом нефинансовыми рисками. Если в качестве таковых предполагаются риски гибели (повреждения) имущества предпринимателя, а также риски возникновения его ответственности перед третьими лицами, то при безусловной неразрывности их связи с предпринимательской деятельностью они в соответствии с п. 2 ст. 929 ГК РФ не относятся к группе собственно предпринимательских рисков.
Таким образом, можно заключить, что в сфере предпринимательской деятельности финансовый и предпринимательский риски соотносятся между собой как частное и общее.
Внедрение риск-менеджмента исторически началось с компаний финансового сектора. К моменту начала кризиса управление рисками практиковали все банки, страховые и инвестиционные компании. И они же пострадали от экономических потрясений в первую очередь. То есть многим участникам рынка не удалось адекватно оценить эффективность принятых мер, пока ситуация была стабильной. Риск-менеджмент не способен защитить бизнес или большинство пока не умеет "его готовить"?
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления[1].
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Все объемлющая вселенная рисков, как и рисковая среда отдельного государства или бизнеса, представляет собой не что иное, как пирамиду. В ее основании - колоссальное количество индивидуальных и незначительных, с точки зрения человечества, рисков. Они группируются в более крупные, системные явления, но, как правило, даже такие объединения рисков не являются переломными в глобальном масштабе. На вершине пирамиды - лишь несколько действительно критических - стратегических - рисков, определяющих ход эволюции и развитие цивилизаций.