Понятие управления жизненным циклом продукции (ЖЦП) связано с концепцией CALS, которая изначально позиционировалась как задача компьютерной поддержки процесса поставок (Computer Aided Logistic Support) и трансформировалась в настоящее время в более глобальную проблему непрерывного развития и поддержки жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life cycle Support).
По определению, приведенному в стандарте ISO 9004-1, ЖЦП – это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции, до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции. http://erpnews.ru/doc2953.html
Период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006)
Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:
1) поступление товара в широкую продажу, выход его на рынок;
2) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса;
3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж;
4) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса;
5) резкий спад объема продаж, снижение прибыли. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005)
Для фазы внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой фазе предприятие часто несет убытки из-за незначительного производства и начальных больших затрат на маркетинг.
Фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Происходит значительное увеличение продаж и прибыльности, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или несколько понижаются.
На фазе зрелости и насыщения наблюдается падение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению.
На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно оживление спроса и продаж на определенное (обычно непродолжительное) время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка.
На разных фазах цикла используются различные стратегии маркетинга. Процессам создания продукта и выхода с ним на рынок предшествует разработка концепции жизненного цикла, которая позволяет определить возможности и перспективы жизни товара на рынке. (Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000) http://yas.yuna.ru/
В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11.Утилизация после испытания.
Перечисленные этапы представляются в литературе по менеджменту в виде “петли качества” .
Таким образом, обеспечение качества продукции- это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.
Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
Петля качества
Аналог — продукция отечественного или зарубежного производства, сходная с оцениваемым образцом продукции по назначению и области применения, т.е. аналоги — это образцы продукции с аналогичными классификационными показателями.
Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые значения классификационных показателей, характеризующих данный вид продукции.
В качестве аналогов используются промышленно освоенные образцы продукции аналогичного назначения и области применения, период освоения которых в производстве близок по времени к моменту оценки.
При оценке выпускаемой продукции не допускается в качестве аналогов использовать рекламные или экспериментальные образцы продукции, не освоенные производством.
При отборе аналогов в качестве основных источников информации об отечественных и, в особенности, зарубежных образцах продукции данного вида используются промышленные каталоги и проспекты. Однако следует учитывать то, что в них, довольно часто отсутствует указание даты публикации этого источника, что затрудняет определение срока промышленного освоения описанного в данном источнике информации объекта техники.
Для установления действительного времени начала промышленного выпуска конкретного образца техники нужно воспользоваться отраслевыми журналами, имеющими разделы, в которых рекламируются новинки техники, относящиеся к данной отрасли.
Поскольку реклама одного образца новой продукции может осуществляться в этих источниках многократно в течение ряда лет, то момент начала промышленного освоения образца техники определяется по дате первой публикации рекламы данного образца.
После отбора аналогов для каждого из них устанавливаются значения всех оценочных показателей, вошедших в выбранную для сравнения номенклатуру показателей. Погрешность в значениях каждого показателя принимается одинаковой для всех аналогов.
При отсутствии значений некоторых показателей у отдельных аналогов допускается их вычисление интерполяционными или экстраполяционными методами
Интерполяция (экстраполяция) осуществляется по имеющимся значениям показателей аналогов.
Интерполяция (экстраполяция) может быть осуществлена, в том случае, когда имеется информация о нескольких сменяющих один другой во времени образцах продукции одного вида одной фирмы-производителя данных образцов продукции.
В этом случае, если известны значения части показателей последнего по времени освоения в производстве образца продукции данной фирмы, но не известны значения другой части показателей этого образца, которые желательно использовать для оценки технического уровня, то значения последних могут быть вычислены путем экстраполяции значений аналогичных показателей более ранних по времени освоения в производстве образцов продукции данного вида той же фирмы.